Коршуновас в МХТ ставит “Чайку” о власти театра над жизнью

На фото - Оскарас Коршуновас на репетиции "Чайки" в МХТ. Фото Александра Иванишина (предоставлено пресс-службой театра)

Премьера пройдёт на основной сцене МХТ им. А.П. Чехова 28 и 29 февраля.

Ровно за месяц до премьеры исполнилось 160 лет со дня рождения Чехова, и в МХТ отмечают, что совпадение с юбилеем знакового для театра автора кажется символичным, хотя специального «юбилейного» смысла в эту работу не вкладывают. Сам режиссёр также считает, что исторический контекст Художественного театра и постановок «Чайки» на его сцене, начиная со знакового первого спектакля, важен, однако для нового спектакля более значимым является контекст сегодняшнего дня — и сегодняшнего МХТ как его части.

Помимо первой постановки, в МХТ в разные годы вышло ещё три версии «Чайки»: в постановке Виктора Станицына (1960), Бориса Ливанова (1968) и Олега Ефремова (1980) — последняя была возобновлена Николаем Скориком в 2001 году и игралась вплоть до начала нового десятилетия, когда на той же сцене Константин Богомолов выпустил свой спектакль по той же пьесе, относившийся к «ведомству» «Табакерки», но изначально рассчитанный на сцену Художественного театра («ефремовская» и «богомоловская» «Чайки» некоторое время существовали параллельно).

«Важнейшие темы „Чайки“ — тема творчества и тема театра. Они, собственно, и были причиной, по которой я взялся за эту пьесу, — рассказал журналу ТЕАТР. Оскарас Коршуновас. — На репетициях мы долго говорили о том, что школа навязывает нам: Чехов „обрамляет жизнь“, его тексты „вырастают из жизни“ — но в самих пьесах по сути говорится обратное: жизнь „вырастает“ из театра. Не творчество из жизни, а жизнь — из творчества. И, как следствие, — насколько мы творческие, настолько и живы, настолько же эту жизнь осознаём. А „Чайка“ — при том, что особенно „углублённого“ взгляда на театр в ней нет, — своеобразная „театральная пьеса“ (как у Булгакова был „Театральный роман“), где явлены обе стороны этой медали: театр и в хорошем творческом смысле, и как не очень нормальный образ жизни… Вообще здесь мы обретаем всю палитру, потому что думают и говорят о театре тут буквально все персонажи. И, что интересно, именно спектакль (про который как раз никто не думал, что он окажется настолько значимым событием) меняет судьбы каждого из них, хотя и совсем не так, как того хотел Костя, задумавший через него решить все вопросы своей жизни…».

Участвовать в «Чайке» будут актёры МХТ всех поколений: Дарья Мороз (Аркадина), Игорь Верник (Тригорин), Кузьма Котрелёв (Треплев), Паулина Андреева (Заречная), Станислав Любшин (Сорин), Светлана Устинова (Маша), Евгения Добровольская (Полина Андреевна), Станислав Дужников (Дорн), Евгений Сытый (Шамраев) и Павел Ворожцов (Медведенко).

Работает над спектаклем интернациональная команда. Основная её часть — известные в Литве художники, постоянно сотрудничающие с Коршуновасом: Эугениюс Сабаляускас (художник по свету), Агне Кузмицкайте (художник по костюмам), Гинтарас Содейка (композитор), а в качестве художника выступит сам Коршуновас в соавторстве с Ириной Комиссаровой, вместе с которой он работал над «Русским романом» в Русском драматическом театре Литвы. Также участвует в создании спектакля латвийский видеохудожник Артис Дзерве, вместе с которым Коршуновас выпускал латвийскую версию «Изгнания» Ивашкявичюса (Dailes teātris).

Напомним, несколько лет назад Оскарас Коршуновас уже ставил «Чайку» в своём вильнюсском театре — этот спектакль играли и в России, на «Балтийском доме». Журнал ТЕАТР. рассказывал о той «Чайке» ранее.

Комментарии
Предыдущая статья
В Ярославле сыграют спектакль-променад о Первой мировой 22.02.2020
Следующая статья
Кирилл Серебренников снимет фильм о нацистском преступнике 22.02.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.