На “БТК-ФЕСТе” современный театр кукол будет три дня “играть в классиков”

Со 2 по 4 ноября в Санкт-Петербурге в шестой раз пройдёт «БТК-ФЕСТ: театр актуальных кукол». В программе — спектакли обеих столиц, постановки из-за рубежа и премьеры БТК.

«БТК-ФЕСТ: театр актуальных кукол» — международный фестиваль современного кукольного искусства, придуманный в питерском Большом театре кукол и проходящий на базе БТК с 2014 года. Помимо насущной задачи устроить смотр наиболее ярких работ и собрать спектакли театра кукол в единый фестивальный марафон, БТК-ФЕСТ с момента возникновения решает ещё несколько более масштабных и даже нетривиальных — в частности, создание пространства диалога для театров кукол разных стран, школ и стилей, а также для актёров и режиссёров всех поколений; расширение зрительских представлений о театре кукол, попытка наглядно продемонстрировать диапазон его возможностей, художественных языков, на которых он способен говорить, и выразительных средств, которые он может использовать; наконец, формирование образа театра кукол как территории эксперимента и мультижанрового поиска, которые делают этот вид театрального искусства современным во всех смыслах.

Шестой «БТК-ФЕСТ» — тематический: девять спектаклей программы объединяет название «Игра в классиков». И хотя организаторы в анонсе фестиваля иронически открещиваются от в разной мере актуальных трендов, начиная с постмодернизма, и призывают «вернуться к первоисточнику», сформулированная далее фестивальная концепция с ними легко соотносима: «Сегодня „классика“ — это наш общий культурный код, коллективное бессознательное, которое состоит из музыки, литературы, кино, великих личностей, архетипов, цитат. Все спектакли программы вдохновлены классическими образами и сюжетами: жизнь и творчество Кафки из бумаги, „Маленькие трагедии“ Пушкина как смотр человеческих пороков, легенда о Дон Кихоте через судьбу кукольника…». При этом, как уточняют организаторы, помимо актуальных театральных форм, фестиваль предложит зрителям актуальное содержание — спектакли, в основе которых «произведения и образы, которые стали классикой (даже если это не очевидно)». В действительности фестивальные спектакли включают в себя элементы разных эстетических и театральных направлений, включая якобы безразличные «БТК-ФЕСТу» постмодернистский и постдраматический театр.

Два спектакля представит сам БТК — в рамках «БТК-ФЕСТа» пройдут премьеры постановок. Первая, «Чайка» по чеховской пьесе, — работа режиссёрского курса Руслана Кудашова в РГИСИ (напомним, нынешние студенты главного режиссёра БТК за три года учёбы создали под общим руководством мастера шесть спектаклей, пополнивших репертуар БТК). Вторая — «Фрида» — посвящена судьбе Фриды Кало и выросла из эскиза режиссёрской лаборатории «БТК-Лаб», проходившей в конце лета. Напомним, лаборатория была тематической, причём тема отчасти смыкалась с фестивальной — условно она обозначалась как «Персона» или «ЖЗЛ». Тогда решено было поставить спектакли по всем восьми эскизам-участникам, и постановка режиссёра и актрисы «Такого театра» Надежды Мошкиной станет первой в этом ряду.

Петербург на фестивале будет также представлен театром «Karlsson Haus», который сыграет премьеру прошлого сезона — спектакль «Сад наслаждений», соединяющий театр кукол, театр объекта и физический театр в попытке перевести на визуально-пластический язык образ картины Босха «Сад земных наслаждений» и впечатления от неё.

Ещё два спектакля приедут из Москвы. Первый — редкий в афише «БТК-ФЕСТа» семейный спектакль, работа «Творческого объединения 9» и режиссёра Ивана Пачина (автора хита БТК «Мой дедушка был вишней») «История одного чуда». В этом спектакле дети становятся соавторами спектакля о рождении Христа, создаваемом за специальным театральным столом. Примечательно, что вторая постановка из Москвы — спектакль знаменитого театра-экспериментатора (и мистификатора) «Тень» — также приглашает зрителей, на этот раз — взрослых, стать соавторами. «Театр Воображения. Антология I» — спектакль, который создатели анонсируют как «воображаемые спектакли реальных режиссёров с точки зрения зрителя, сидящего в зале». Первый показ составят «современная музыкальная драма по мотивам спектакля Константина Треплева из пьесы А.Чехова „Чайка“» «Про чайку», «социальная драма-пантомима „Чёрный куб“» сочинения Тонино Гуэрры и «классическая опера Михаила Глинки „Иван Сусанин“» в постановке Анатолия Васильева; второй показ составят те же воображаемые спектакли, но вместо драмы «Про чайку» сыграют «психодраму в жанре современного танца» — «Психо» («по мотивам одноимённого кинофильма А. Хичкока и самых известных убийств в художественной литературе»).

Наконец, зарубежную программу «БТК-ФЕСТа» составят экспериментальные работы из Нидерландов, Франции, Словении и Белоруссии. Спектакль команды BetweenTwoHands из Амстердама — «постдраматический предметный театр, где актёры — лишь функция на службе у предметов» в отсутствии готовой пьесы или сценария — представит бумажную фантазию-театральную инсталляцию Paperwork, вдохновлённую Кафкой, где миры творятся и уничтожаются сгибом листа бумаги. Совсем другую, но тоже бумажную историю сыграет Лукаш Арески из Франции — в спектакле «Тысячелистник» миры, творимые из бумаги, будут не столько сюрреалистичными или пугающими, сколько сказочными и минималистичными.

Работа Teatro Matita из Словении «Быть Дон Кихотом» — ироничный, музыкальный и автобиографический спектакль, полный игровой стихии и парадоксов, которые проникают даже в аннотацию: «Созданный марионеточником, двумя кукольниками-универсалами и режиссёром экспериментального театра, этот спектакль объединяет традиционную и современную интерпретации кукольного театра, тем самым подвергая сомнению смысл данной театральной формы. Несмотря на возникающие вопросы к идентичности, культуре, искусству и другим постмодернистским темам, провокация, в конце концов, будет объединена с самоиронией и смирением. А зрители после яркого путешествия с Дон Кихотом вернутся к своей обыденной скучной жизни». Четвёртый зарубежный гость фестиваля — спектакль белорусского мастера Алексея Лелявского «Пушкин. Очень маленькие трагедии», в котором создатели играют, в частности, с темой «оригинала», вплетая в действие первоисточники, сюжеты которых легли в основу «Маленьких трагедий» Пушкина.

К началу нового фестиваля «БТК-ФЕСТ» запустил новый сайт, на котором ознакомиться с подробным расписанием — организаторы напоминают, что большинство спектаклей фестивальной программы адресованы взрослым зрителям, однако часть работ предназначена и для подростковой аудитории, и для семейного просмотра. Возрастные отметки, носящие рекомендательный характер, можно увидеть на странице каждого спектакля.

Комментарии
Предыдущая статья
Филипп Гуревич ставит “чеховскую” пьесу Островского о норме и нетерпимости 27.10.2019
Следующая статья
В Русском театре Литвы выпускают бродвейский мюзикл-сказку для взрослых 27.10.2019
материалы по теме
Новости
Константинов ставит абсурдную сказку по Кэрроллу и музыке ХХ века
Сегодня, 26 апреля, в московском Театре кукол имени Образцова пройдёт премьера спектакля главрежа театра Бориса Константинова «Алисы в Стране чудес» (12+) по мотивам сочинений Льюиса Кэрролла. Главным героем станет Музыкант в исполнении Евгения Маргулиса.
Новости
«Арлекин-2024» объявил лауреатов
24 апреля в Санкт-Петербурге, на сцене театра «Зазеркалье» были объявлены лауреаты Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин-2024».