На “Божественной комедии” покажут спектакли Люпы, Кляты, Яжины и Мундруцо

В Кракове стартовал фестиваль «Божественная комедия» – один из крупнейших польских театральных смотров. В программе больше трёх десятков названий: от дипломных спектаклей до работ мэтров.

Программа «Божественной комедии» разделена на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай».

«Ад» — конкурсная программа, в которой участвуют одиннадцать польских спектаклей, премьеры которых прошли в сезоне 2018-2019. Как утверждают организаторы, эти «тщательно отобранные» работы являются «наиболее широко обсуждаемыми спектаклями прошлого сезона и отражают творческую температуру и устремления польских деятелей театра». Задача программы — представить многообразие сегодняшней польской сцены, продемонстрировать зрителям новейшие тренды и экспериментальные искания режиссёров. Определять победителя в этой программе будет интернациональное жюри. В программе «Ад», в частности, — спектакль «Частицы женщины» венгерского режиссёра Корнеля Мундруцо (ставшего лауреатом «Божественной комедии»-2013) по пьесе его соотечественницы актрисы Каты Вебер: как утверждают организаторы, иностранному десанту удалось на редкость точно попасть в болевые точки польского общества и понять его специфику, причём сценическое решение Мундруцо активно использует средства, традиционно относимые к масскульту. Также в «Ад» вошла новая работа-коллаборация Гжегожа Яжины и Дороты Масловской «Другие люди» — рэп-проза в автопародийном стиле отчасти обращается к знаменитому опыту предыдущего сотрудничества режиссёра и драматурга, «У нас всё хорошо»; напомним, рэп-читка хип-хоп-поэмы (пьесы) Масловской проходила в Новом пространстве Театра Наций год назад в рамках фестиваля NET (режиссёром был Войцех Урбаньский). Ещё одна постановка по тексту Масловской — спектакль Павла Швятека «Польско-русская война под бело-красным флагом» — также вошла в конкурсную программу; организаторы цитируют слова Масловской о том, что, по её мнению, этот спектакль стал долгожданным «правильным прочтением» её романа — впервые с момента публикации в 2002 году. Также в программе — «Троянки» Яна Кляты, «Барышни из Вилько» в постановке Агнешки Глинской (как актриса Глинская знакома российскому зрителю, например, по «Катыни» Вайды, как режиссёр — по спектаклю «Двое бедных румын, говорящих по-польски» — также по тексту Масловской, — который несколько лет назад играли в Петербурге), а также работа молодого перспективного режиссёра Анны Смолар «Ковбои» по документальной пьесе Михаила Бушевича, предвосхитившей «забастовку учителей» — этот «театральный вестерн», в частности, исследует проблему системности насилия, переходящего по цепочке от преподавателя к ученику.

«Чистилище» — программа, объединяющая спектакли и шоукейс сопутствующих событий, итоговой задачей которой является представить наиболее интересные театральные явления Кракова. В этом году программа сфокусирована вокруг движения и танца как средства театральной выразительности. В числе работ — гостевой спектакль бельгийского хореографа Мишеля Вандевельде («Andrade»); постановка самобытного литовского режиссёра Гинтараса Варнаса «Жизнь есть сон» — сочинение на тему Theatrum Mundi, придуманное к столетию Театра Багатела; «Гамлет» директора фестиваля, режиссёра Бартоша Шидловского, включившего в спектакль тексты Станислава Выспяньского, связанные с шекспировской пьесой; «Долг» Яны Кляты — вдохновлённый сочинением американского антрополога и активиста Дэвида Гребера «Долг: Первые 5000 лет истории», этот спектакль-эссе «миксует» формы, жанры и тексты (от «Венецианского купца» и «Фауста» до «Преступления и наказания» и диалогов Сократа). Наконец, в этой же программе представлен спектакль Кристиана Люпы «Капри — остров беженцев», где, как говорится в режиссёрском предуведомлении, «дом» становится убежищем, приютом и тюрьмой — архетипом дома. Создатели фильма «Презрение» — Жан-Люк Годар, Фриц Ланг, Брижит Бардо — оказываются в одном доме с Одиссеем, попав в «синтез времён». Этот «дом на острове» — место, где прячутся от «неопределённой войны» — Первой, Второй, Третьей мировой, вызванной «монстром Европы» — государства, религии, культуры, диктатуры и демократии.

Наконец, «Рай» — программа, созданная как обзор дебютных работ молодых режиссёров и актёров. Любопытно, что две дипломные работы выпускников Краковской театральной академии им. Станислава Выспяньского, ставшие частью «Рая», — постановки знаковых польских режиссёров: шекспировская «Буря» Гжегожа Яжины и «Святая Иоанна» по пьесе Шоу — спектакль Моники Стшепки. Также в программе дипломные спектакли Киношколы в Лодзи и поисковые работы молодых режиссёров, осуществлённые в рамках лабораторных опытов крупных театров.

Кроме того, важной частью фестиваля является программа дискуссий, а также встреч с создателями спектаклей после показов — в этом году зрители фестиваля смогут обсудить спектакли, в частности, с Кристианом Люпой, Яном Клятой, Гжегожем Яжиной, Доротой Масловской и Анной Смолар.

Комментарии
Предыдущая статья
Ребро на столе: Анхелика Лидделл между Евой и Марией 07.12.2019
Следующая статья
Адвокат Александра Калинина: “Такого падения уровня профессионализма следствия не было даже в «лихие 90-е»” 07.12.2019
материалы по теме
Новости
Из-за коронавируса в Польше закроются театры, музеи, кинотеатры и образовательные учреждения
На сегодняшней правительственной пресс-конференции министр культуры Польши Петр Глинский заявил, что из-за коронавируса правительство решило приостановить функционирование учреждений культуры – драматических и оперных театров, филармоний, музеев и кинотеатров. Об этом сообщается на официальном сайте министерства.
Новости
В Воронеже пройдёт молодёжный фестиваль документального театра
«Вербатимфест», на который приглашаются документальные спектакли из разных городов, адресован прежде всего подросткам города.