Продюсер Евгения Шерменева, ставшая членом жюри Литовской национальной театральной премии, рассказывает о ее итогах и о том, каким был этот год для литовского театра.
27 марта, в Международный день театра, в Литве прошла церемония вручения премий Золотых крестов сцены – национальной театральной премии. В этот раз церемония, во время которой подведены итоги театральных событий в Литве 2020 года, была организована только для номинантов и ведущих, все зрители наблюдали за ней онлайн – в социальных сетях Литовского театра оперы и балета, где проходило награждение. Запись доступна на YouTube.
“Золотой сценический крест” в Литве – это 17 разных премий. Названия номинаций могут меняться – в зависимости от того, какими событиями и спектаклями был наполнен прошедший год. Остается только общее количество премий, и первоочередная задача жюри – определить список и названия номинаций. В этом году, например, не было номинаций “лучший спектакль” в драматическом или музыкальном театре, и также решили не разделять актерские работы на роли первого и второго планов. Из этих 17 номинаций есть одна, которую определяет не жюри, это – награда за долгое служение сцене. И еще одна, в которой нет определенного отбора: в ней могут оказаться совершенно разные претенденты, чью новаторскую работу важно отметить, но она не вписывается ни в одну из имеющихся позиций: “Серьги Бориса Даугуветиса” (условие этой номинации в том, что никто не должен знать номинантов, публично эта номинация не озвучивается, только финальный результат). Есть еще одно довольно жесткое условие – в каждой номинации может быть только три номинанта, не больше – в окончательном списке. И тут выбор ограничен. Жюри активно работает два месяца – с января по март, и в этот период происходят все обсуждения – от выбора названий номинаций, обсуждение лонг-листа претендентов и определение окончательного списка, до выбора победителей. Один состав жюри работает на протяжении трех лет, в прошлом году случилось обновление, в которое мне повезло попасть. Впервые в жюри пригласили человека из другой страны – для того, чтобы был взгляд на литовский театр немного со стороны. Для меня этот опыт оказался очень непростым, так как попал на год, когда почти все спектакли пришлось смотреть онлайн. И обсуждения тоже проходили онлайн, я не представляю, как выглядят мои коллеги в жизни, и моя мечта теперь – с ними познакомиться.
Второе мое желание – увидеть многое в литовском театре в живую. Очень сложно оценивать спектакли на языке, которым не владеешь, в отсутствии прямого контакта со сценой, да еще просматривая спектакль в записи, когда всегда можно остановить и прервать просмотр. Но даже после такого просмотра хочется «досмотреть» – получить настоящее впечатление в настоящем театре.
В литовском театре много молодых имен. Показательно, что одной номинации “Молодой артист” не хватило для всех, кто мог бы подойти под эту категорию. Номинированы были и режиссеры, и драматурги, и композиторы. Очень сложно выбирать, и каждый из тех, кто попробовал себя в прошедшем году, был точно достоин премии. Так что присмотритесь внимательно: в списке победителей – звезды будущего европейского театра.
Сначала расскажу про спектакль, который был номинирован в одной номинации, а получил именно “Серьгу”. Это особенная работа Русского драматического театра Литвы – “Дышим вместе/Дыхаем разам!” – совместный проект актеров театра русской драмы и приехавших в Вильнюс еще в конце лета актеров и режиссеров из Минска. Рассказы участников о событиях в Беларуси, о своих семьях, близких и друзьях, знакомых, личные истории, из которых драматург Марюс Ивашкявичюс собрал большую документальную пьесу, в которой отражается реальная жизнь людей соседней страны. Жизнь в противостоянии с системой. Жизнь, в которой рискуешь оказаться без работы, в тюрьме, быть избитым, потерять друзей. Спектакль был сыгран на сцене театра в ноябре прошлого года – актерами труппы театра и гостями из Минска, показ транслировался по государственному телевидению для открытой аудитории. “Серьга” досталась всему коллективу создателей спектакля – и авторам, и исполнителям. В этом спектакле солидарность – важная составляющая, и разъединить тех, кто сделал эту работу, было невозможно.
Запись спектакля доступна здесь.
Есть один спектакль, получивший приз в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» про который очень хочется написать сразу, не откладывая. Группа молодых актеров и вместе с ними – художники и технические службы театра кукол в Клайпеде придумали и сделали “Didysis sprogimas” (“Большой взрыв”), это история создания мира – после большого взрыва, только мир этот создается на глазах зрителей, из обломков разных привычных нам вещей, сваленных на сцене в мусорные кучи, которые актеры трансформируют в новый мир, населенный особенными существами.
Здесь дома – из коробок компьютерных блоков, тротуары из разломанных системных карт, по улицам бегает собака, собранная из старой батарейки, она ищет свой дом и хозяев, натыкаясь на прохожих и попадая в разные передряги. Этот хрупкий мир оживает на наших глазах, актеры параллельно снимают действие на камеру и транслируют проекцию на большой экран, где все действие сразу же становится фильмом, крупные планы меняют масштаб города, превращая игровое пространство сцены в почти реальный фантастический мир.
Когда-то этот прием использовали актеры голландского театра “Hotel Modern” – моделируя поля сражений первой мировой войны в своем спектакле с оловянными солдатиками и игрушечными танками. Сейчас молодые ребята из Клайпеды придумали новый мир, маленький на сцене и большой – в отражении на экране. И собрали его из того, что окружает нас сегодня.
Клайпеда – город, в котором несколько театров претендуют на соперничество с литовской столицей. В драматическом театра Клайпеды проходит международный театральный фестиваль, ставят спектакли ведущие режиссеры. А прошлым летом, когда появилась возможность, был сыгран спектакль “Блуждающие дюны” танцевальной компании «Šeiko šokio teatras» в настоящих дюнах, у зрителей ветер трепал волосы, танцовщики были не ограничены пространством сцены – для них было открыто песчаное побережье Балтийского моря. Этот спектакль принес награду двум танцовщикам – Марии Ивашкевичюте и Нильсу Класу. Даже в записи можно было ощутить неповторимость этого показа. И еще один спектакль, сыгранный в Клайпеде прошлым летом, на открытом воздухе, заслужил несколько номинаций и призов, потому что стал особенным событием – постановка оперы Рихарда Вагнера “Летучий голландец”. В старом порту Клайпеды осталась большая металлическая конструкция, эллинг довоенной верфи, и его ярусы использовали постановщики для размещения солистов, хора, миманса, а частью спектакля стал настоящий корабль, зашедший на верфь.
Репортаж о спектакле доступен здесь
Осенью можно было успеть посмотреть вживую несколько премьер, и они, безусловно, оставили очень сильные впечатления.
Несколько премьер удалось посмотреть и в Национальном драматическом театре Литвы, не смотря на то, что театр второй сезон не работает на своей площадке (там идет масштабная реконструкция), премьеры все же выходят и номинируются на театральную премию. В сентябре 2020-го Национальный театр сыграл большую премьеру, арендовав ангар Вильнюсской киностудии – спектакль “Республика” польского режиссера Лукаша Тварковского, который готовился больше года. В этом многочасовом действии зрителю предоставляется полная свобода – наблюдать или даже участвовать в шоу. “Республика” – это попытка понять, что такое демократия, настоящая власть людей в сообществе, как самоорганизуется даже самое небольшое общество, как формируются его законы, что могло бы стать идеальной структурой для жизни людей. Авторы спектакля задаются вопросами взаимоотношений: как мы меняемся в зависимости от уровня стресса в различных ситуациях, как ведем себя в диалогах и как пытаемся донести свою мысль в монологе до тех, кто рядом. Что значит движение для человека и как действует на компанию людей музыка или тишина. Спектакль основан на опыте совместного проживания актеров вдали от дома. Текст спектакля придумывался в процессе работы, параллельно шло исследование научных работ по поведению человека и изучение книг, в которых описывается идеальное общество.
В спектакле “Республика” все составляющие работают на одну идею: здесь общее пространство, придуманное специально для распределения действия по разным зонам – от лаунжа для зрителей, мечтающих о комфорте, до танцпола, где можно объединиться с актерами и стать членом этой “Республики”; музыка, которая рождается на глазах зрителей – актеры сами запускают собственные саундтреки; свет, костюмы, танец – все это для одной идеи, идеи построения идеального сообщества. Неудивительно, что именно актерская группа спектакля, в которой не только артисты Национального, но и приглашенные именно в этот спектакль вильнюсские актеры, получила приз “Лучший актерский ансамбль”. В мае 2021 года были запланированы показы спектакля в Мюнхене (этот спектакль – копродукция с мюнхенским Каммершпиле, и очень бы хотелось, чтобы к тому времени гастроли стали возможны). Актерская команда «Республики» – это именно то самое сообщество, которое придумало свои правила и блестяще их исполняет.
Национальный театр получил еще три премии. Ее получили трое молодых: актриса Айсте Заботкайте, сыгравшая главную роль в спектакле “Алиса”, получившая приз за лучшую актерскую работу, драматург Лауринас Адомайтис за пьесу «Алиса» и сценограф спектакля Лаурина Лиепайте (она же была отмечена за работу в Каунасском драматическом театре).
«Алиса» – это размышление молодых о том, что такое справедливость и как она сочетается с традиционными ценностями европейской культуры. Главная героиня живет в Париже, начиная свою адвокатскую практику, устраивается работать в известное бюро – только для того, чтобы разобраться с террористом, которому предстоит суд за расстрел людей в Париже осенью 2015-го. Но еще больше ей приходится разбираться с самой собой. С теми принципами, на которых она воспитана, и с теми желаниями, которые ее захлестывают. Террор как принцип французской революции 18-го века, затмивший лозунги “Свободы, равенства и братства”, и террор сегодняшних дней, направленный на уничтожение европейской цивилизации, на отмену тех же принципов свободы, равенства и братства, разрушает общество. Где граница, которая отделяет месть от возмездия, смирение от терпимости? В спектакле происходит разговор между молодой героиней и опытным адвокатом, ее наставником и начальником – как диалог старого и нового мира, который пробует противостоять насилию каждый по-своему.
Еще один молодой автор, имя которого надо запомнить – режиссер и композитор Артурас Бумштейнас. Прошедшей осенью у него состоялись две большие премьеры, обе в Молодежном театре Вильнюса. Для обеих он написал музыку, но в одном спектакле он выступил еще и как режиссер, и это его первая работа на большой сцене. Молодежный театр Вильнюса дал ему площадку для эксперимента: вместе с четырьмя артистами Бумштейнас придумал музыкальный перформанс, в котором текст обретает драматургию в звучании, в сложной партитуре одиночных звуков, отдельных обрывков мелодий и песен. Сценический эксперимент, пересказывающий литературную историю эксперимента медицинского – “Метод Урбанчичюса” – поставлен по рассказу Томаса Бернхарда “Известковый карьер” (о том, как герой применял к своей жене метод исследования слуха, восприятия звука, приведший к убийству).
И вторая премьера Молодежного театра Вильнюса, для которого Бумштейнас написал оригинальную музыку – многочасовой и сложный “Аустерлиц” в постановке Кристиана Люпы. Люпа не просто пересказывает одноименный роман Зебальда, он подробно исследует текст романа и все исторические и художественные составляющие, к нему относящиеся. Архитектура, которая является смысловой основой существования главного героя (исполнитель роли Жака Аустерлица Сергей Иванов получил “Золотой сценический крест” за лучшую актерскую работу), в спектакле также является основой. Тщательно создаваемые интерьеры мест, где путешествует в поисках своего прошлого Аустерлиц, появляются на сцене театра как видеопроекции реальных и вымышленных интерьеров, залов, фасадов – с невероятными, тщательно прописанными деталями. Номер в провинциальном отеле и барак концлагеря воссозданы художником скрупулезно и подробно (сценография спектакля сделана самим Люпой). Видеохудожник спектакля Мукас Жукаускас получил за эту работу приз.
Главное, что понимаешь после просмотра всех спектаклей прошлого года: в Литве сохраняется старый театр, который мы знаем и любим: в Каунасе работает Гинтарас Варнас, в Малом театре Вильнюса пробуют что-то неожиданное: летом прошлого года театр сделал большой спектакль – путешествие по Вильнюсу, по истории Литвы 40-х годов прошлого века. И одновременно появляется театр новый: Клайпеда, Каунас, Шяуляй, Паневежис и, конечно, Вильнюс, в котором, помимо государственных театров, много частных театральных компаний. Например, прошлым летом Оперный театр вместе с грузовым перевозчиком придумали и сделали передвижной музыкальный театр, где игрался спектакль по произведениям Перголези: места для струнного квартета и сцены встроены в кузов большого трака. Василий Бархатов поставил в театре Оперы и балета “Игрока” Прокофьева, а Далюс Абарис – “Анну Болейн”. Спектакль по пьесе Мрожека “Эмигранты” (его поставил Дарюс Гумаускас, которого в России знают по спектаклям Коршуноваса) играют на балконе и во дворе блочного дома в спальном районе города, пьеса “Иранская конференция” Ивана Вырыпаева поставлена и в Паневежисе, и в городском театре Вильнюса – ОКТ. Оскарас Коршуновас поставил спектакль в городском театра Шяуляя – встряхнул всю труппу, придумав сценическую рок-балладу. Пьесу Аси Волошиной “Человек из рыбы” поставила молодая режиссер Эгле Шведкаускайте в Молодежном театре, и в этом спектакле играет Виктория Куодите, актриса Някрошюса. А впереди нас ждет новый театральный год, и лето, в котором придется не пропустить все премьеры, созданные театрами за время пандемии и досмотреть все, что мы пропустили в прошлом году.