Опубликованы записи репетиций «толстовских» спектаклей Петра Фоменко

На фото - книга "Режиссёрская тетрадь" © Елена Алдашева

«Мастерская Петра Фоменко» выпустила «толстовский» том «Режиссёрских тетрадей Петра Фоменко». В книге опубликованы расшифровки видеозаписей с репетиций спектаклей «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие».

Напомним, «толстовский» том стал вторым в планируемой серии «Режиссёрских тетрадей» — первыми были опубликованы в 2019 году записи с репетиций спектакля «Безумная из Шайо» по пьесе Жироду. Название серии, которую театр планирует продолжать, — условное: режиссёрских тетрадей как таковых у Фоменко не было, «никаких записей, помимо повседневных рабочих, Пётр Наумович Фоменко не вёл», — неизменно уточняет театр в аннотациях. Однако у «Мастерской» сохранился архив видеозаписей, сделанных на репетициях, — как сказано в тех же аннотациях, «не такой полный, как нам хотелось бы, но всё же…». Именно текстовая расшифровка этих архивных материалов и стала основой «Режиссёрских тетрадей» — попытки зафиксировать на бумаге режиссёрскую работу Фоменко, проследить за процессом создания спектаклей.

Второй том «Режиссёрских тетрадей» посвящён двум спектаклям по прозе Льва Толстого — «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие». Постановки вышли в течение одного сезона 2000-2001 (с разницей в полгода), обе до сих пор остаются репертуарными спектаклями «Мастерской». Не будет преувеличением сказать, что именно с этих работ, уже ставших живыми легендами, началась «большая» история театра. В частности, «Война и мир» — трижды лауреат «Золотой Маски-2002»: за лучшую работу режиссёра, лучшую женскую роль (Галина Тюнина) и как лучший спектакль малой формы (перенос на большую сцену был осуществлён позднее).

О том, как составлен второй том «Режиссёрских тетрадей» и почему «Войны и мира» в нём значительно больше, говорится в аннотации книги: «Режиссёрская тетрадь спектаклей по произведениям Льва Николаевича Толстого состоит из двух частей. В части, касающейся „Войны и мира“, мы попытались показать непосредственно репетиционный процесс, выбрав для этого (из весьма скромного видеоматериала) наиболее характерные, как нам представляется, записи, иллюстрирующие тот или иной способ работы Мастера.

Что касается „Семейного счастия“, здесь мы располагаем лишь несколькими фрагментами репетиций, из которых нельзя составить целостную картину работы над спектаклем, зато можно вычленить смыслы, услышать задачи, которые режиссёр ставил перед актёрами, уловить суть сцен и основную идею персонажей. Именно это мы и попытались сделать с помощью афоризмов и цитат Петра Наумовича о будущем спектакле».

Книга примечательна и как своеобразный арт-объект. Помимо текстов, над которыми работали редакторы Татьяна Альбрехт и Анна Станюкович, частью книги стали многочисленные фотоиллюстрации, а также «рукописные» фрагменты — обработкой и отрисовкой рукописных текстов Петра Фоменко занималась художница, лауреат «Золотой Маски» Юлия Михеева. За дизайн и вёрстку книги отвечала художница Ольга-Мария Тумакова. Дополняет «Режиссёрские тетради» DVD-диск с видеофрагментами репетиций — примерно по 15 минут на каждый из двух спектаклей, — причём содержимое диска не полностью идентично содержанию книги.

С разрешения театра публикуем несколько цитируемых в книге высказываний Петра Фоменко с репетиций «Семейного счастия» (пунктуация авторская):

«Не спешите и дайте право себе прожить больше слов, чем их произносится. Между словами есть потоки сознания. Как найти в этом диалог».

«Мы никогда не говорим об этом. Но он же влюбился. Мы в театре это не очень умеем играть у нас. Это очень трудно чтобы влюблённость, любовь, сотворение предмета любви было безусловным, а не игровым. Мне кажется, мы не очень преуспели в этом. Мы всегда это прятали или за иронию, или за стихию игры. Чёрт знает, из-за чего, может, из-за репертуара».

«Мы себя нервно не затрачиваем… Извините, пожалуйста… Здесь есть развитие, иначе возникает только приём… Для этого надо один раз не бояться наиграть».

Приобрести второй том «Режиссёрских тетрадей», как и первый, пока можно только в «Мастерской Петра Фоменко» (перед спектаклями и в антракте).

Комментарии
Предыдущая статья
Музыкальный театр Карелии анонсировал премьеры 67 сезона 01.10.2021
Следующая статья
В «Современнике» выйдут спектакли Рыжакова, Могучего, Оясоо, Крымова 01.10.2021
материалы по теме
Новости
Издана книга Полины Богдановой о драме как отражении цивилизации
Завтра, 4 июня, в московском Центре Гиляровского пройдёт презентация книги Полины Богдановой «Трансформации драмы в истории: структуры порядка и структуры хаоса», выпущенной в «Театральной серии» издательства «Новое литературное обозрение» («НЛО»).
Новости
«Мастерская Фоменко» приглашает отправиться в «путешествие по поэме Данте»
Сегодня, 22 мая, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации» по мотивам поэмы Данте.