Премьера спектакля «Письма Первой мировой» пройдёт в Волковском театре завтра, 23 февраля.
Формально приуроченные к Дню защитника Отечества показы не станут последними, хотя повторять «иммерсивный спектакль-текст», как, в частности, определяют в театре жанр спектакля, планируют в разовом порядке, а не как постоянно идущий репертуарный спектакль.
Помимо вполне нетривиальной темы и материала — эпистолярного наследия Первой мировой войны (в театре настаивают, что хотят рассказать о «войне, которую принято называть „забытой“»), — примечательны две составляющие спектакля. Это первый опыт коллаборации Волковского театра и Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: именно в музейном архиве хранятся почти двести писем ярославцев-участников Первой мировой (любопытно, что практически все они написаны крестьянами), на основе которых Светлана Гиршон написала пьесу-сценарий для спектакля. Письма с фронта, из госпиталя, из плена и ответы на них, по замыслу создателей спектакля, создадут панораму жизни России в целом и Ярославля в частности в 1914-1918 гг., которая будет проявлена через частные человеческие истории: сотрудники музея отмечают, что в подборке особое место занимают многочисленные письма одного автора, Романа Крылова, которые позволяют последовательно проследить за развитием событий и настроений начиная с августа 1914 года. В программке спектакля сохранены реальные имена авторов писем, а «разложенные на голоса» герои обозначены порядковыми номерами (например, «Роман Крылов 1», «Роман Крылов 2» и так далее).
Вторая принципиальная особенность «Писем Первой мировой» — форма постановки, которая охватит всё пространство Волковского театра (действие завершится на Камерной сцене). Локации документального спектакля-променада будут обозначать не только «территорию войны» как таковой (упомянутые окопы, госпитальные палаты, застенки), но и пространство параллельно существующего города — от мобилизационных пунктов до ярославской площади начала ХХ века. Текст и звуковая партитура спектакля не ограничивается чтением писем — среди действующих лиц есть, например, хор сестёр милосердия. Предполагается, что «Письма Первой мировой» будут также и иммерсивным спектаклем — во всяком случае, возможное взаимодействие зрителей с актёрами входит в замысел работы, в которой, по словам режиссёра Сергея Карпова, главным является «человеческий фактор» разных времён: «Захотелось, чтобы те образы, те люди и те события, которые отражены в этих письмах, каким-то образом ожили для нас — современных людей — и что-то нам рассказали».
В спектакле заняты Ирина Волкова (Сидорова), Николай Зуборенко, Наталья Асанкина, Семён Иванов, Илья Коврижных, Михаил Емельянов, Елена-Ярослава Мазо, Евгения Долгова, Руслан Халюзов, Виталий Даушев, Иван Щукин, Кирилл Искратов, Андрей Симонькин, Екатерина Девкина, Яна Иващенко, Ирина Наумкина, Людмила Пошехонова, Алёна Тертова, Анна Ткачёва, Кирилл Деришев, Любовь Ветошкина, Елена Шевчук, Александра Чилин-Гири, Дарья Таран, Ануар Султанов.
Сергей Карпов — актёр Волковского театра, режиссёр. Как режиссёр осуществил ряд постановок в рамках проекта Волковского театра «Центр имени Константина Треплева», в ярославском театре-студии «Балаган» поставил «Гробницу малыша Тутанхамона». Как актёр занят в спектаклях Евгения Марчелли, Семёна Серзина, Дениса Азарова, Александра Созонова, Романа Кагановича, Глеба Черепанова и других.