В Шереметевском дворце открывается выставка «Габриадзе в Петербурге»

На фото — фрагмент выставки «Габриадзе в Петербурге» © пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

Сегодня, 7 июня, в Полярном флигеле петербургского Шереметевского дворца — Музея музыки открылась для посещения выставка «Габриадзе в Петербурге», посвящённая творчеству режиссёра, художника, драматурга, создателя Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе.

По словам организаторов выставки, она объединяет всё то, что Габриадзе оставил Петербургу. «В моих воспоминаниях Петербург сидит очень прочно, он — „непроходящий“ для меня город, — приводятся слова художника в анонсе. — Я не был здесь транзитным, меня связывает с ним очень много, есть даже знакомые камни». Экспонаты, предоставленные театрами, музеями и друзьями режиссёра, отражают особый художественный мир Габриадзе, «где всё живо и ничто не исчезает», наполненный вечной любовью и юмором. Над созданием выставки работали художник Юрий Сучков, театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала» и автор книг о Габриадзе Марина Дмитревская, а также старший научный сотрудник петербургского Музея театрального и музыкального искусства Елена Федосова.

«В 2006 году, когда Резо решил сделать спектакль „Локомотивы“ о двух влюблённых паровозах, он увидел в нашей редакции сделанные студентами-кукольниками фигуры, — рассказала нашей редакции Марина Дмитревская. — Они ему понравились, и он говорит: „А найди мне ребят в помоганцы на спектакль“. Один из двух найденных студентов, Юра Сучков, очень увлечённый тогда творчеством Габриадзе, пришёл в редакцию, и они с Пашей Колотиловым стали художниками-помощниками в спектакле „Локомотивы“. Резо так понравилась фамилия Паши, что он написал киносценарий „Колотилов“, но дальше следы Колотилова для меня тогда затерялись, а с Юрой Сучковым мы, начиная с „Локомотивов“, общались и дальше. Он стал, во-первых, изумительным художником Театрального музея, во-вторых, он вообще очень хороший театральный художник, а в-третьих, он художник, который прекрасно, трепетно и точно знает мир Резо Габриадзе. И когда в Александринке ставили спектакль „Какая грусть, конец аллеи….“, фактически Юра делал декорацию по эскизам Резо — и от того, что делал сам Резо, это неотличимо.
Идея выставки принадлежит именно и только Юре Сучкову, какие бы ни были указаны кураторы: я считаю, что мы были такими же „помоганцами“, как когда-то Сучков и Колотилов у Резо. Юра ещё зимой сказал мне : „Понимаете, прошло всего два года, а Габриадзе исчезает. Давайте сделаем выставку“. Мы предполагали назвать эту выставку „Пыль с крыльев бабочки“. Резо когда-то говорил, что счастье — это пыль с крыльев бабочки: вот оно было — и нет. И его искусство — это „пыль с крыльев бабочки“. Я, конечно, обсуждала с Юрой концепцию и всё остальное — многие экспонаты взяты из моего дома, редакции ПТЖ. Но собственно Юра эту выставку придумал, осуществил и с огромным вкусом оформил. А Колотилова я встретила несколько дней назад: он стал прекрасным макетчиком и помогал Юре монтировать эту выставку. Буквально колотил в стены крючки и гвозди. Мы встретились».

Выставка представляет четыре особые темы в творчестве художника и режиссёра, каждой из них посвящён отдельный зал. Центральным сюжетом экспозиции, как говорят организаторы, станет история кукольного спектакля «Песня о Волге», поставленного в 1996 году в Театре на Васильевском. Это история Сталинградской битвы, рассказанная с помощью миниатюрных кукол на небольшом столе. На выставке будет создано «песчаное море», из которого появляются персонажи спектакля.
Второй зал будет посвящён Кутаиси, родине Габриадзе. Тут будут представлены экспонаты из Музея театрального и музыкального искусства: эскизы декораций и кукол для спектаклей «Осень нашей весны» и «Дочь императора Трапезунда», а также занавесы, которые всегда играли важную роль в постановках Габриадзе. Особое место в этой части выставки займёт картина Пиросмани, «которого Габриадзе не просто чтил, а считал последним художником, изобразившим рай».
В третьем зале, посвящённом Петербургу-Ленинграду, будут представлены созданные Габриадзе образы писателей, связанных с этим городом, в том числе Пушкина, Ахматовой и Достоевского. Помимо рисунков, здесь можно будет увидеть документальный фильм Аси Гусевой «Пушкин. Битов. Габриадзе». А четвёртый экспозиционный зал расскажет о сотрудничестве и дружбе Габриадзе с «Петербургским театральным журналом» через «обложки, книги, „кляксы“, диалоги, рассказы и скульптуру Александра Володина, тоже связанного с журналом». Здесь же можно будет увидеть Чижика-Пыжика и узнать его историю — как напоминают организаторы выставки, сегодня, «бросая монетку» у этой маленькой бронзовой скульптуры, не все знают, что её тоже создал Резо Габриадзе.

Выставка продлится до 29 октября 2023 года.

Комментарии
Предыдущая статья
Фестиваль театров малых городов – 2023 подвёл итоги  06.06.2023
Следующая статья
Пётр Скворцов сыграет Тынянова и Грибоедова в «киноспектакле» 06.06.2023
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
В Доме Радио «Песни на стихи святых» станут «молекулой театра»
19, 20 и 21 декабря в петербургском Доме Радио пройдут показы проекта «Песни на стихи святых» — постановки режиссёра Нины Воробьёвой и дирижёра Евгения Воробьёва. Хор musicAeterna исполнит сочинения современных композиторов, написанные на основе текстов христианских богословов.