Все, что нужно знать о фестивале NET-2017

8 ноября открывается 19-й фестиваль Нового Европейского Театра. Корреспондент ТЕАТРА. — о его программе, которая пройдет в Москве и Петербурге.

Фестиваль NET пройдет в этом году в 19-й раз, и это уникальный срок для смотра, организованного не на базе государственной институции, а инициированного снизу, двумя театральными критиками — Мариной Давыдовой и Романом Должанским. На сегодня NET — единственный независимый театральный фестиваль, выживающий без государственного финансирования, при поддержке частной организации — Фонда Михаила Прохорова. В эпоху воинствующего консерватизма с одной стороны и установки на коммерческий успех и раскрученные бренды — с другой, NET остается верен своему принципу — знакомить зрителя с новыми именами европейского театра. Многие открытые NETом режиссеры — Алвис Херманис, Виктор Бодо, Кэти Митчелл, Иво ван Хове сегодня стали хедлайнерами всевозможных фестивалей и на их спектакли не достать билетов.

Как, например, на Димитриса Папаиоанну — режиссера открытия Олимпийских игр в Греции, который четыре года назад поразил Москву спектаклем «Первая материя» с абсолютно голым актером на сцене, а на последнюю «Территорию» привез 6-часовую видео-инсталляцию «Изнанка», превращающую рутину повседневных действий в почти ритуальное искусство. На его новую постановку «Великий укротитель», которую покажут на закрытии NETa, билеты были сметены в первые дни продаж.

Новые имена NETa

Том Луц — 35-летний швейцарский режиссер и музыкант, постоянный участник Berliner Theatertreffen, немецкоязычного аналога «Золотой Маски». В основу его «Проекта необычных погодных явлений» легла книга американского физика Уильяма Р. Корлисса, описывающая такие странные природные казусы как четырехкратный закат или обратная смена времен года. В спектакле Луца четверо музыкантов исполняют погодную симфонию для тромбона, трубы, скрипки, кассеты и световой машины, создавая странный микст концерта, предметного театра и научного шоу.

Тьяго Родригес — актер, драматург и художник, несмотря на молодость назначенный недавно худруком Национального театра в Лиссабоне. В спектакле «Наизусть» он заучивает с десятью добровольцами одно стихотворение, как в антиутопии Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», спасая тексты от забвения, цензуры и возможного уничтожения. Режиссер называет свою постановку, объехавшую уже полмира, курсом подготовки к культурному сопротивлению, которое позволит выжить цивилизации даже в самые темные времена.

Борис Никитин — если у этого швейцарского режиссера и писателя есть русские корни, то очень глубокие. По-русски он не говорит, зато возглавляет фестиваль It’s The Real Thing и грозит стать новым любимчиком европейских смотров. Его работы — смесь спектакля-лекции и театра иллюзии, они концептуальны и театральны одновременно. В проекте Martin Luther Propagandapiece богословский диспут постепенно превращается в атеистическую проповедь и рассуждение о границах нашей свободы.

Параллельная программа

В этом году помимо основной международной программы NET включает серию отечественных экспериментальных постановок. Борис Юхананов покажет видео-инсталляцию «Тающий Апокалипсис» с участием Хайнера Геббельса, Теодороса Терзопулоса и Ромео Кастелуччи.

Тающий Апокалипсис

Куратор Нового пространства Театра Наций Вера Мартынов представит программу мультижанровых перформансов на стыке танца, архитектуры, музыки, акустики и документального театра. Команда режиссера Василия Березина сыграет современную оперу «Евангелие» на Хлебзаводе9. Кирилл Вытоптов в спектакле OIL собирается возродить жанр производственной драмы. Студия новой музыки и режиссер Алексей Смирнов создадут новую версию «Красной Шапочки» Жоржа Апергиса в формате инструментального театра. А проект «Музей инопланетного вторжения» проведет зрителей по лабиринтам грандиозной исторической мистификации.

NET в кино

Кинопроект «Последний год Фольксбюне / Уходящая эпоха Франца Касторфа» посвящен, как нетрудно догадаться, последним постановкам легендарного немецкого режиссера, который в этом году по воле городских властей покинул пост интенданта берлинского «Фольксбюне». Скандал разыгрался почище «таганского», все спектакли (в том числе самого Касторфа, Кристофа Марталера, Герберта Фритча и т.д.) сняты с репертуара. Увидеть их хотя бы в записи можно сейчас и больше никогда. В качестве бонуса — комментарии кураторов фестиваля и дискуссия о немецком театре и кино с участием Марины Давыдовой и Антона Долина.

OFF-программа в Петербурге

Впервые за 19-летнюю историю NET выбирается за пределы Москвы и представляет в северной столице программу так называемого «горизонтального театра» — театра без привычных иерархий, режиссерской тирании и художественного единоначалия. Спектакли или перформансы здесь создаются общими силами творческой команды, в которую могут входить престарелые артисты, подростки из приюта, аутисты, слабовидящие, простые зрители и даже прохожие, столкнувшиеся с театром на улицах города.

I
I
I
I

I
I
I
I

Куратор этой программы Борис Павлович считает, что «горизонтальный театр» уходит корнями в неформальную ленинградскую культуру, всегда противостоявшую официозу города-музея. И кстати, судя по намекам организаторов, 20-й фестиваль NET тоже будет проходить на два города.

8 ноября — 14 декабря. Москва — Петербург.
Полная афиша на странице фестиваля в фейсбуке и на его официальном сайте

Комментарии
Предыдущая статья
Порожденная революцией, или «А где жиды?» 07.11.2017
Следующая статья
Не ссать, или Никто не в состоянии защитить нас от любви! 07.11.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…