9 февраля в День рождения Всеволода Мейерхольда в ЦИМе музыкант и вокалист Наталия Пшеничникова при участии саунд-дизайнера Торстена Оттерсберга исполнит «сверхоперу по сверхповести» Велимира Хлебникова «Зангези».
Композитор, автор идеи, либретист, режиссёр, сценограф сверхоперы «Зангези» для голоса и электроники – Наталия Пшеничникова.
«Не претендуя на полное музыкальное воплощение гениального текста Хлебникова, “Голос Зангези” является звуковой фантазией, вырастающей из этого текста. – рассказала журналу ТЕАТР. Наталья Пшеничникова. – Один голос, превращающийся в множество персонажей и многоканальный звуковой дизайн, создающий многопространственность одного зала, — главные исполнители “Голоса Зангези”. Диджей и хакер Зангези случайно взламывает мировой код. Он познаёт суть мироздания и пытается предупредить людей о мелких и глобальных катастрофах. Люди вначале принимают его за гуру и пророка. Но постепенно в Даркнете начинают появляться голоса, призывающие к его смерти…».
В качестве пролога и введения в настроение спектакля в этот же день за полтора часа до начала представления в ЦИМе состоится лекция театроведа Валерия Золотухина о преемственности между футуризмом и современной сценой «Картины будущего: театр и драматургия русских футуристов и современный театр», а после показа в Зеленом фойе ЦИМа пройдет встреча с Натальей Пшеничниковой.
«В ноябре я была в Киеве, играла министра культуры на гастролях Театра.doc. – рассказала журналу ТЕАТР. арт-директор Центра Мейерхольда Елена Ковальская. – По окончании спектакля знакомые и незнакомые подходили поблагодарить, дальше все как один торопились на «Ухо». Мне тоже захотелось на «Ухо». «Ухо» — легендарный киевский коллектив исполнителей и промоутеров новой музыки. У них в этот вечер было нечто в Доме актера. Древнюю караимскую кенасу на Ярославовом валу было не рассмотреть: в зале стояла тьма. На сцене в тусклом свете лампы женщина издавала диковинные звуки: «Пить пэт твичан». Эхо отвечало ей: «Пить пэт твичан». Поверх эха она выпевала: «Кри-ти-ти-ти-ти-и». Она ворожила голосом, звукописала, звукозаписывала. Я знаю только одного человека, который так владеет экстремальным вокалом – Наталию Пшеничникову. Но, в принципе, было всё равно. Кем бы он ни был, он был птичий хор и хор людей в одном лице, божественный интернационал и верховный божестварь, возвещавший цифровые пророчества. Потом, протискиваясь к выходу, я наконец увидела афишу: «”Голос Зангези”. Наталия Пшеничникова»».
Наталия Пшеничникова – уникальный вокалист, музыкант, композитор. Окончила ЦМШ и Московскую консерваторию по классу флейты. Параллельно занималась классическим балетом и пением и участвовала в экспериментальных театральных группах. Совместно с Алексеем Любимовым организовала первый фестиваль современной музыки «Альтернатива». Специально для нее было написано более 300 сочинений. Среди их авторов Гия Канчели, Хельмут Эринг, Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Бернхард Ланг, Клаус Ланг, Ник Коллинз , Петер Аблингер, Адриан Мокану, Анна Корсун. Выступала с дирижёрами Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Беатом Фурером, Энно Поппе. Создательница и художественный руководитель Театра голоса «Ла Гол». Живет в Берлине.
Торстен Оттерсберг – берлинский саунд-дизайнер, 20 лет руководит студией GOGH Surround Music Prod. GmbH, созданной для реализации и исполнения произведений современной экспериментальной музыки – от записи музыки до создания звукового пейзажа.
Валерий Золотухин – театровед, старший научный сотрудник «Школы актуальных гуманитарных исследований» ИОН РАНХиГС, автор работ по истории театра, истории и теории звучащей художественной речи.
Фотография предоставлена пресс-службой ЦИМа