В СТД обсудили объединение Александринского и Волковского театров

На фото – здание СТД РФ © themusicalmagazine.ru

Сегодня в Синем зале СТД представители Минкультуры и театрального сообщества обсудили проблему объединения Александринского и Волковского театров.

Помимо директоров московских театров и художественных руководителей Александринки и Волковского – Валерия Фокина и Евгения Марчелли – на обсуждении присутствовали советник президента Российской Федерации по вопросам культуры Владимир Толстой, замминистра культуры РФ Павел Степанов, директор Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Оксана Косарева, председатель комитета Госдумы Федерального собрания РФ по культуре Елена Ямпольская.

Ожидалось, что представители сообщества зададут инициаторам объединения и министерству культуры конкретные вопросы: про художественную программу, финансирование, принципы и механизмы творческого взаимодействия, но этого не произошло. Диалога не вышло. Каждый обозначил свою, вполне предсказуемую точку зрения.

Председатель СТД Александр Калягин начал обсуждение с того, что, по его мнению, объединение Волковского и Александринского и передача имущества одного театра другому, зафиксированная в приказе, — это, фактически, ликвидация театра.

На что замминистра культуры РФ Павел Степанов отметил, что юридически приказа не существует и процесс пока полностью приостановлен.

Худрук Александринского театра Валерий Фокин подчеркнул, что идея объединения была исключительно художественной: “Два старейших театра решили создать союз для решения вопроса создания национальной сцены. Вот тут (указывает на стенд) висел приказ. Это не приказ, а лишь проект приказа! Его сейчас нет. Затрагивались вопросы сохранения идентичности бренда театра, но мы не успели ничего сделать, потому что начался взрыв. Сейчас мы занимаемся тем, что общаемся с людьми и всё объясняем. Я был в Ярославле в пятницу и разговаривал с труппой, с представителями общественности”.

Худрук Волковского театра Евгений Марчелли рассказал коллегам о насущных проблемах своего театра: “Мы работаем в очень маленьком городе, мы каждый день должны заполнять зал. У нас идут спектакли, за которые мне стыдно. Но они собирают кассу. Поэтому мне хочется войти под опеку государства. Поэтому я хочу национальный театр. Чтобы у наших детей была возможность приглашать разных режиссеров мира и передовой европейский театр”.

Борис Мездрич, выдающийся антикризисный менеджер страны, возглавлявший Волковский театр с 2008 по 2010 (ныне – директор театра “Практика”), высказал свое опасение насчет того, что оба театра имеют разные принципы финансирования и что с каждым годом разница в суммах становится все больше. Мездрич точно подчеркнул, что тема соединения возникла как раз в тот период, когда у театра нет опытного директора. Напомним, что бывший директор Волковского Юрий Итин, возглавлявший его с 2011 года, 23 мая 2017 года был задержан по делу «Седьмой студии» и год находился под домашним арестом. Формально оставаясь директором, Итин был лишен возможности участвовать в его работе. Все это время обязанности директора выполнял художественный руководитель театра Евгений Марчелли.

Директор Театра Наций Мария Ревякина, мнение которой по поводу объединения журнал ТЕАТР. публиковал ранее, высказалась в поддержку ярославцев: “Регионы боятся, что начнутся такие объединения. Любое соединение – поглощение. Например, Тюмень. Самое главное – мнение ярославцев. Как они решат – так и должно быть”.

Противоположным мнением поделился директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов: “Дискуссия обнажает большое количество проблем. Модель Фокина и Марчелли напоминает региональные объединения, на волне лозунга оптимизации. Но отличие в другом – они решили объединить творческий потенциал. Процесс объединяет таланты. Все остальное должно этому помогать. Ярославский театр принадлежит всей стране. Посмотрите на Теляковского – он объяснил как руководить творческим конгломератами успешно. Давайте мы дадим возможность сформировать эту модель – давайте дадим возможность осуществить мечты творцов”.

Своеобразный итог обсуждения подвел художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин: “Все эти люди, наверное, о чем то мечтают. Эту невероятную идею они попробовали осуществить. Люди, которых я уважаю, попытались осуществить что-то. Откуда у двух сильных художников рождаются эти мысли? В сегодняшнем собрании дискуссии не возникает. А вот если подробно все обсудить, возможно живое дело будет двигаться. Все из-за чувства стагнации – у меня это чувство есть. Надо, чтобы театр все время двигался. Театр не должен застаиваться и становиться функцией, гордостью города и т.д. А дело у нас стоит. Это касается и критиков, и вождей, и нас грешных. Только бы не застаиваться и двигаться вперед! В идее соединения есть перехлест, очень серьезный. Как уточнить эту идею? Мы все должны включиться в процесс, а не забивать сейчас сваи”.

Мнение Алексея Бородина поддержал и замминистра культуры Павел Степанов: “Спасибо за обсуждение. Первичным для нас в этом объединении был именно творческий союз. Тогда нам казалось, что всё должно подчиняться творческому усмотрению великих мастеров. Бородин многое сказал, спасибо. Мнение коллективов также необходимо учитывать. Если это решение начинает тонуть, то необходимо продолжать обсуждать. Главное не подрезать крылья творцам. Иначе для чего всё? Надо найти то решение, которое будет устраивать всех. Нам некуда торопиться”.

Валерий Фокин в конце обсуждения признал, что над темой еще предстоит работать: “Мы продолжаем диалог, обязательно работаем с юристами, чтобы была правовая конструкция, которая устроит всех. А параллельно мы начнем формировать творческие контакты с театром. Вот план сейчас такой. Идея – художественная и замечательная. Я это знаю и чувствую”.

Напомним, что споры по поводу идеи объединения двух старейших театров, вызвавшей огромный резонанс среди театрального сообщества, продолжаются с прошлой недели. 27 марта, в День театра, стало известно, что министр культуры подписал приказ об объединении двух старейших театров в Первый Национальный театр России. В тот же день Председатель СТД РФ Александр Калягин раскритиковал решение Минкультуры и принял решение собрать на обсуждении представителей театров и власти. 28 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев приостановил приказ министра культуры об объединении петербургского Александринского театра и ярославского Театра имени Волкова.

Журнал ТЕАТР. продолжает следить за развитием событий.

Комментарии
Предыдущая статья
В Москве покажут сайт-специфик спектакль о закулисье театра и кино 08.04.2019
Следующая статья
Калягин счёл освобождение фигурантов театрального дела добрым знаком 08.04.2019
материалы по теме
Новости
«Шалом» привезёт в Петербург спектакли Шерешевского, Липовецкого, Зальцман
С 12 по 16 февраля на Новой сцене Александринского театра пройдут гастроли Московского еврейского театра «Шалом». В афише — четыре спектакля: от первой постановки, которую «Шалом» выпустил под руководством Олега Липовецкого, до одной из недавних премьер театра.
Блог
Петербургский стиль: к 90-летию Николая Мартона
Сегодня в Александринке чествуют артиста столь же легендарного, сколько  остро и даже дерзко современного, отважного, удивительно  гармоничного – Николая Сергеевича Мартона. Отмечать  юбилей он будет не восседая на троне в центре прославленной сцены, а работая – в спектакле Валерия Фокина…