В Москве покажут сайт-специфик спектакль о закулисье театра и кино

На фотографии участники сайт-специфик спектакля #будуделатьтебязвездой © facebook

Премьера спектакля #будуделатьтебязвездой журналиста, театрального критика и режиссера Елены Смородиновой пройдет 12 апреля на независимой культурной площадке «Рихтер».

«Буду делать тебя звездой» — это международный проект французского режиссера Антона Бонничи и русского режиссера Елены Смородиновой. В 2018 году эскиз спектакля был показан в особняке на Чистых прудах и в Галерее на Солянке в Москве. После этого режиссеры решили выпустить французскую и русскую версии спектакля. Французская версия спектакля при участии перформеров из Франции, Великобритании, Америки, России и Румынии была показана в сентябре в парижском арт-пространстве Le Pave d`Orsay.

«Я ставлю не про феминизм. А про свободу быть собой и про свободу уважать свои границы и чужие. Насилие для меня — максимальное неуважение границ, максимальное их нарушение, — рассказала о спектакле журналу ТЕАТР. Елена Смородинова. — Но пьеса Антона Бонничи и правда про феминизм, это такая гротескная история, феминизм, возведенный в максиму. Сначала мне казалось, что эта история очень от ума, очень про Европу. Год назад мы начинали этот проект как лабораторию с двумя актрисами Катей Дар и Юлей Хамитовой, и это была такая авантюра. Нам было интересно — сможем или нет. Мы не думали, что все зайдет так далеко.

После московских показов была премьера Антона в Париже, а теперь — моя в Москве. И если двигателем премьеры Антона была его пьеса, то моим двигателем и мотивацией— документальные истории актрис, которые пришли к Антону на кастинг. Я люблю технику вербатим — но пользуюсь ей часто просто как одним из упражнений. Мы же просто решили обменяться с французами опытом, почему бы и нет? Но неожиданно из этого упражнения и простого вопроса: «А как у тебя отзывается пьеса?» вырос второй параллельный текст. Мир нашего театра и кино как в кривом зеркале отражается в пьесе про придуманную порно-индустрию победившего феминизма. И оказывается гораздо, гораздо страшнее.

В Париже зрители смеялись, а у нас уже после эскиза выходили задумчивые. Но для меня главной мотивацией была пост-реакция актрис-участниц. Для них этот опыт оказался очень важным. В спектакле по понятным причинам перемешаны вербатимы. Но я знаю, у кого чей текст. Есть, например, актриса, которая спустя год попросила: «Можно, я буду озвучивать свою историю?». Для меня это — самое главное. Мне важно, что в спектакле есть возможность для прямого высказывания актрис, поэтому они авторы и исполнители. И еще мне кажется, что у них есть возможность, прожив свой травматичный опыт и пустив его в спектакль, помочь пережить травму другим. Мне кажется, что я закрываю какой-то незакрытый журналистский гештальт. И не ставлю спектакль, а обеспечиваю возможность для высказывания про насилие, про взаимоотношения мужчин и женщин, про свободу и готовность принимать и слышать другого. Просто наши темы — феминизм и мир театра и кино”.

В основе сайт-специфик спектакля #будуделатьтебязвездой — французская пьеса Антона Бонничи «Слушай, я умираю» о киноиндустрии победившего феминизма и документальный материал, отобранный Еленой Смородиновой из интервью участниц команды.

Пьеса Антона Бонничи затрагивает тему женщины в современной киноиндустрии. Елена Смородинова объединяет пьесу с рассказами участниц проекта о своих психологических травмах, полученных во время работы в театре и кино, чтобы поговорить со зрителем о гендерном неравенстве, насилии внутри профессии и незащищенности женщины в современном обществе.

Елена Смородинова — режиссер, журналист, театральный критик, участник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова (МИР-5), окончила факультет журналистики РГСУ. Театральный обозреватель журнала «Русский репортер», сотрудничает с «Ведомостями», «Коммерсантом», «Театром», Colta.ru, Esquire и «РБК-Стиль». В 2013 году — участник учебной студии Московского открытого студенческого театра МОСТ.  В 2016 году — участник партнерской лаборатории Вячеслава Дурненкова в Центре им. Вс. Мейерхольда. Эскиз спектакля Елены Смородиновой и драматурга Полины Синевой участвовал в резиденции Black Boх и выиграл конкурс экспериментальных проектов.

«Я оказалась на подкурсах в ГИТИСе, в Мастерской Женовача. Это были очень полезные полгода, — рассказала журналу ТЕАТР. театральный критик Елена Смородинова о том, как она начала заниматься режиссурой. — Я поняла, что театр мне все-таки интереснее журналистики и ушла в театральную критику. Но подпольных сценических экспериментов не оставляла. Потом Борис Юхананов объявил набор в МИР-5, я о нем слышала как о какой-то невероятной утопии и эксперименте. Пришла на собеседование — и неожиданно для многих моих коллег-критиков стала частью МИРа. Это настоящий Хогвартс, конечно. На этой территории можно пробовать все — играть, писать, ставить, разбираться с менеджментом. Быть человеком-амфибией. Параллельно были разные лаборатории, были образовательные проекты фестиваля „Территория“. На одной из лабораторий я познакомилась с Вячеславом Дурненковым, он позвал в свою лабораторию для драматургов и режиссеров. Я переспросила: „Слав, а в качестве кого?“. Драматургом я быть никогда не хотела, но все знали меня как человека пишущего. Дурненков ответил: „Лен, ты мыслишь как режиссер. Ты можешь писать, но тебе это не надо. Прекращай страдать уже“. Мне кажется, только тогда я наконец стала позволять себе пробовать становиться режиссером».

 

Комментарии
Предыдущая статья
Александр Калягин: “Передача имущества одного театра другому – это ликвидация театра” 08.04.2019
Следующая статья
В СТД обсудили объединение Александринского и Волковского театров 08.04.2019
материалы по теме
Новости
Хуснияров и «Маяковка» покажут «странствия вечной любви» по Абгарян
27 и 28 апреля на Основной сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Дениса Хусниярова «Симон» по одноимённому роману Наринэ Абгарян.
Новости
Павел Табаков сыграет в премьере МХТ по пьесе Данилова
25 и 26 апреля на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова пройдёт премьера спектакля Дениса Азарова «Стоики» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова.