Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана Поповски

На фото — сцена из спектакля «Вишнёвый сад» © Сергей Петров

Завтра, 11 мая, в Большом зале Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Ивана Поповски «Вишнёвый сад».

Из четырёх главных чеховских пьес в «Мастерской Фоменко» в разные годы были поставлены две. Легендарный спектакль Петра Фоменко «Три сестры» был поставлен в 2004 году и получил две «Золотые Маски» («Лучший спектакль большой формы в драме» и «Лучшая работа режиссёра»). Уже после того, как «Трёх сестёр» перестали играть, в репертуаре «Мастерской» появилась «Чайка» (2019), поставленная Кириллом Пироговым, — этот спектакль можно увидеть и сегодня.

Помимо «Чайки» и «Трёх сестёр», в истории «Мастерской Фоменко» было ещё одно обращение к «чеховским мотивам». В 2019 году Евгений Каменькович поставил здесь спектакль «После занавеса», составленный из двух одноактных пьес: водевиля Чехова «Медведь» и сочинения ирландского драматурга Брайана Фрила, которое дало название всей постановке. Поскольку «После занавеса» Фрила — «сиквел» чеховских пьес, в котором встречаются Андрей Прозоров из «Трёх сестёр» и Соня Серебрякова из «Дяди Вани», — можно считать, что на сцене «Мастерской» пока не было лишь «Вишнёвого сада».

На фото — Иван Поповски и Кирилл Пирогов на репетиции спектакля «Вишнёвый сад» © Елена Юнина

Любопытно, что все «чеховские» спектакли театра поставлены разными режиссёрами. При этом во всех, кроме постановки «После занавеса», в числе исполнителей главных ролей была Галина Тюнина: в «Трёх сёстрах» она играла Ольгу, в «Чайке» — Аркадину, а в премьерном «Вишнёвом саде» сыграет Раневскую. Последнее можно считать закономерностью: Тюнина играла центральные роли ещё в студенческих спектаклях Ивана Поповски, принимала участие в большинстве его работ в «Мастерской» («Приключение», «Балаганчик», «Отравленная туника», «Носорог», «Сон в летнюю ночь»), а впоследствии была педагогом по мастерству актёра на его ГИТИСовском курсе (факультет музыкального театра), ныне ставшем Оперно-драматической студией Ивана Поповски.

Большинство спектаклей Поповски разных лет можно охарактеризовать как синтез поэтического и музыкального начал с визуальным, и, очевидно, «Вишнёвый сад» не станет исключением. В релизе премьеры говорится: «Чеховские герои смотрят на свою жизнь, на своё прошлое с заплаканными глазами, но и с улыбкой. С нежностью и грустью. С детской надеждой и верой глядят они в будущее, грезят, строят эфемерные планы, прожекты… Большие дети, оставленные наедине с этой жизнью. Смешные и трогательные. Они мечтают, ссорятся, мирятся… Что это — детский инфантилизм или примирение с этим миром? Осознание того, что жизнь сильнее нас и мы ничего не можем сделать, или мудрое и безропотное смирение?.. Мы едим, пьём, устраиваем нелепый бал — а в это время проходит жизнь, и „Титаник“ тихо идёт ко дну вместе с танцорами и „знаменитым еврейским оркестром — четыре скрипки, флейта и контрабас“. Наш маленький, уютный мир, полный трогательных воспоминаний, превращается в крохотную песчинку на краю вселенной, сжимается до игрушечного паровозика, найденного в углу бывшей детской. Мы грезим о прошлом, мечтаем о будущем, забывая о жизни здесь и сейчас, сегодня. И в результате теряем и этот дом, и этот сад, который „растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов“. <…> И этот сад, и эта жизнь, и эта красота — всё закончится».

На фото — момент репетиции спектакля «Вишнёвый сад» © Елена Юнина

Кроме Галины Тюниной, в спектакле будут заняты артисты «Мастерской» нескольких поколений: Александра Кесельман (Аня), Мария Андреева (Варя), Рустэм Юскаев (Гаев), Никита Тюнин (Гаев, Епиходов), Денис Аврамов (Лопахин), Фёдор Малышев (Петя Трофимов), Олег Нирян (Симеонов-Пищик), Кирилл Пирогов (Фирс, Прохожий), Сергей Якубенко (Фирс, Начальник станции), Александр Мичков (Яша), Екатерина Смирнова (Дуняша), Ольга Бодрова (Дуняша), Карэн Бадалов (Прохожий), Виталий Метлин (Почтовый чиновник). Также в премьере сыграют несколько приглашённых артистов, в том числе впервые участвующих в спектакле «Мастерской»: Дани Каган (Шарлотта), Иван Рябенко (Епиходов, Прохожий, Начальник станции) и Мария Геращенко (Дуняша). В программке также упомянуты машинисты сцены — в качестве «слуг — Ефимушки и Евстигнея». Появится на сцене и «еврейский оркестр „4 скрипки, флейта и контрабас“» — музыканты оркестра «Мастерской Фоменко».

Помимо Ивана Поповски, который работает над премьерой как режиссёр и художник, в постановочной команде — художница Нина Бачун (Oaza), художник по свету Степан Синицын, художник по костюмам Мария Данилова, художник-гримёр Анна Мелешко, хореограф Виталий Довгалюк и другие.

Комментарии
Предыдущая статья
Муравицкий снимает экранизацию «Исчезнувшего велосипедиста» с уральскими актёрами 10.05.2023
Следующая статья
Гендиректор и главный дирижёр Пермской оперы покидают театр 10.05.2023
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».