Сегодня, 29 марта, на Большой сцене Тюменского БДТ пройдёт премьера спектакля Владислава Тутака «Биография из леса» (16+) по пьесе Клавы Ильиной, основанной на романе Феликса Зальтена «Бемби».
Роман австрийского писателя Феликса Зальтена «Бемби. Биография из леса» опубликован почти ровно сто лет назад, в 1923 году. Ориентированный на взрослую аудиторию, он стал бестселлером. Историю о жизни детёныша косули исследователи характеризуют как своеобразный роман взросления и энвайронменталистский (направленный на защиту природы от губительных действий человека) роман одновременно. В отличие от ставшего культовым мультфильма Уолта Диснея (1942), «Бемби» Зальтена — суровая и даже жестокая история (не случайно в нацистской Германии его запретили как якобы аллегорию на обращение с евреями в Европе после Первой мировой войны).
На фото — момент репетиции спектакля «Биография из леса» © Полина Серкисова
Владислав Тутак, оставляя лишь вторую часть названия книги — «Биография из леса», — стремится максимально дистанцироваться от «милой истории про оленёнка», с которой ассоциируется сейчас имя Бемби. Спектакль, как и книга, предназначен не для детей, хотя в большей мере ориентирован на подростков, чем на взрослых зрителей. Вместе с драматургом Клавой Ильиной режиссёр сочиняет «притчу в двух частях с прологом и эпилогом для семейного просмотра», как определён жанр премьеры. Любопытно, что полтора года назад Тутак выпустил в Вахтанговском театре спектакль «Последний сон Уточки», жанром которого была «кукольная притча для семейного просмотра». К новой постановке режиссёра можно отнестись как ко второй части своеобразного диптиха: «Биография из леса», как и «Последний сон Уточки», — спектакль в драматическом театре, где большое место отведено куклам (Тутак — ученик Руслана Кудашова и режиссёр-кукольник по образованию), драматург обеих постановок — Клава Ильина, и обе балансируют на грани между «детским» материалом и отнюдь не «детской» формой и темами. Однако если «Последний сон Уточки» — притча о смерти, то «Биография из леса», по словам режиссёра, — история о жизни.
На фото — момент репетиции спектакля «Биография из леса» © соцсети Тюменского БДТ
Подробно о замысле нового спектакля, его форме и смыслах режиссёр рассказал пресс-службе Тюменского Большого драматического театра: «Последние несколько лет меня интересуют притчевые, сказочные, мифологические сюжеты, мне кажется, что в них заложены очень простые, но важные истины, про которые мы порой забываем. Причём именно в этой форме они выражены ёмким и конкретным языком, без всяких усложнений: что такое добро и зло, любовь и ненависть… И важно про них напоминать. Как у режиссёра у меня есть темы, на которые опираюсь в процессе работы, — некий ориентир. Тема, которая волнует, есть и в романе, и в пьесе: это история такого одинокого пути, поиска себя в этом мире, и то, что настоящий поиск происходит не в обществе среди людей, а внутри себя. Это про доверие к самому себе — про то, доверяешь ли своему сердцу и чувствам или только мыслишь рационально?
История, которая получается у нас, — про некое ощущение, что мы зависли в непонятном времени, в нём живём, работаем, продолжаем род, создаём ячейки общества, но при этом как будто что-то висит над нашим миром, и мы не знаем, что будет завтра. Для этого ощущения мы используем определение „великая опасность“. Мне интересно исследовать такое пограничное состояние людей, когда жизнь идёт, но при этом герои зависли в ощущении катастрофы, которая ещё не пришла, но где-то есть и сильно давит на человеческую психику, нервную и эмоциональную системы. В спектакле я во многом опираюсь на фильмы Ларса фон Триера, особенно на „Меланхолию“, где как раз присутствует такое ощущение. Но у нас ощущение катастрофы — продолжение жизни: „жизнь всё-таки продолжается…“. И, несмотря на обстоятельства, наш герой всё равно идёт дальше.
Но здесь для меня все действующие лица равны. И поскольку мы рассказываем притчевую историю, у нас Бемби — это просто Герой, его возлюбленная Фалина — Возлюбленная. Мы играем не линию персонажа „возлюбленная“, а идею, кто такая Возлюбленная, — Любовь. Так же и с остальными персонажами: Герой, Мать Героя, Возлюбленная, Король — некие архетипы, то, что у нас вызывает конкретную ассоциацию, потому что и притча, и сказка, и вся мифология строится на них. Мы очищаем эти понятия, делаем их выпуклыми и конкретными. Мне кажется, что в этом сразу возникает объём истории».
На фото — момент репетиции спектакля «Биография из леса» © соцсети Тюменского БДТ
На сегодняшний день «Биография из леса» — самый масштабный спектакль Тутака: в отличие от предыдущих камерных работ, эта постановка выходит на большой сцене и будет состоять из двух актов. Причём два действия спектакля построены на контрасте: «В контексте спектакля по поводу диснеевской сказочности у нас есть только ирония, — рассказывает режиссёр. — Но в первом акте присутствуют мотивы сказки, потому что он про чистую, непорочную душу, которая только родилась и познаёт мир, пытается его понять, увидеть, понюхать, услышать, это „впуск“ в Героя всего мироздания. Второй акт разительно отличается, как будто другой спектакль, но это сделано намеренно. Первый акт — это познание жизни, а второй — уже такая выжженная земля. Первый акт — больше мистериальный жанр, где будет много визуальных перемен, а второй — почти в пустом пространстве».
Что касается кукол, то они в спектакле создают «второй план» параллельно с драматическим действием — «два кадра, которые, как в кино, соединены в одну сцену», по определению Тутака. В описании премьеры говорится: «Наравне с драматическими артистами на сцене будут играть куклы-манекены и планшетные куклы; здесь они — атрибуты мира, символы, а не исключительный способ повествования. Артисты при этом существуют открыто, не прячась за ширмы или в маски».
На фото — момент репетиции спектакля «Биография из леса» © соцсети Тюменского БДТ
Вместе с режиссёром над премьерой работает команда петербургских соавторов: художник-постановщик Марина Завьялова, художник по свету Ксения Козлова, композитор Дмитрий Мульков, автор видеоконтента Егор Лавров и ассистент режиссёра по пластике Валерия Ледовских.
В спектакле заняты Софья Илюшина (Лес), Николай Падалко (Герой), Полина Егорова (Мать Героя), Дарья Шалдуга (Возлюбленная), Роман Гусак (Наивный), Кристина Тихонова (Тётка), Ольга Игонина (Блаженная), Константин Антипин и Андрей Волошенко (Осенние листья), Александр Тихонов (Король Королей), Александр Кудрин (Хромоногий Король), Игорь Баркарь (Молодой Король), Даниил Могутов, Вадим Шестибрат, Ангелина Первушина, Алёна Чуванова (Дети леса).