Владислав Тутак ставит «почти автобиографическую легенду»

На фото — Валерия Ледовских и Михаил Ложкин в спектакле «Принц в корзине» © пресс-служба «Театрального проекта 27»

24 и 25 сентября на площадке Открытого театрального пространства «Арт-платформа» (в пространстве Нового Манежа) независимый петербургский «Театральный проект 27» сыграет премьеру — спектакль Владислава Тутака «Принц в корзине» (12+).

Напомним, «Театральный проект 27» — независимый петербургский театр, появившийся в 2019 году. Своей задачей команда считает создание постановок для самой сложной зрительской аудитории — подростков. Выбирая в качестве материала современные тексты, актуальные сюжеты и личные истории, представители нового поколения режиссёров — Иван Пачин, Юлия Каландаришвили, Владислав Тутак — ищут адекватный замыслу театральный язык. Хотя все спектакли ТП27 уже побывали в Москве (кроме новейшей премьеры, спектакля Юлии Каландаришвили «Краш в сердце», — его покажут в столице этой осенью), московская премьера для петербургской команды — новый опыт.

Один из самых перспективных учеников Руслана Кудашова Владислав Тутак, недавно выпустивший в Вахтанговском театре премьеру «Последний сон Уточки», вновь обращается к формату спектаклей для семейного просмотра. В случае с «Принцем в корзине» эта формулировка ещё более принципиальна: вся постановка посвящена проблеме «отцов и детей», отсутствия понимания и диалога между поколениями, попытке взрослых «закрыть свои гештальты», выбирая судьбу своего ребёнка вместо него.

Любопытно, что выбранный режиссёром и драматургом Клавой Ильиной жанр «почти автобиографической легенды» можно считать продолжением «репертуарной линии» ТП27. Начав с биографии Стива Джобса («Сочинение про Джобса» Ивана Пачина), команда со временем создала спектакль-автофикшн «Жирная Люба» (режиссёр Юлия Каландаришвили), в котором Олег Липовецкий играет им самим написанную и в значительной мере реально прожитую историю взросления. «Принц в корзине», по сути, тоже можно отнести к жанру автофикшна — сюжет спектакля, где отец-баскетболист не принимает увлечения сына театром кукол и мечтает, чтобы тот пошёл по его стопам, вырос из личной истории Владислава Тутака, а отправной точкой для сочинения пьесы стали его разговоры с драматургом.

На фото — сцена из спектакля «Принц в корзине» © пресс-служба «Театрального проекта 27»

«В „Принце в корзине“ отдельные предметы обычной реальности — кресло, баскетбольный мяч и корзина — становятся частью гротескно-готического мира, жёсткие воротники и бархатные шлейфы напоминают о „Гамлете“, — говорится в пресс-релизе. — Однако герой и создатели спектакля спорят с шекспировской логикой: важно не безотчётно выполнить родительскую волю, посвятив этому свою жизнь, а понять, чего ты на самом деле хочешь и на что способен».

«Герой, сын, хочет заниматься искусством и, начитавшись шекспировских пьес, видит весь мир театром, — поясняет Владислав Тутак. — Так в спектакле появилась гипертрофированная театральная среда. В тексте есть целые монологи из Шекспира. И сын — как в знаменитой сцене „мышеловки“ из „Гамлета“ — разыгрывает для своих родителей историю о том, как он воспринимает слова отца и к чему это может привести. Когда все способы коммуникации уже разрушены и семейный разговор на кухне ни к чему не приведёт, это его единственная возможность достучаться до родителей — невербальная. Он как бы говорит: „Пап, я вот так вижу мир и через это воспринимаю“. Нужно не опускать руки, а принять хоть какую-то попытку диалога; сработает она или не сработает — другой вопрос. Сама проба уже будет шагом против своего эго. В нашей истории отец что-то понимает».

Создатели предупреждают, что, задавая сложные вопросы, «спектакль не даёт ответов и не предполагает счастливого финала». А «предложенный Тутаком ракурс выходит за рамки „подростковой“ истории: как человек становится проекцией родительских замыслов и представлений о себе — или, наоборот, строит свою жизнь на постоянном противоречии этим идеям? В какой момент ты решаешь „надеть маску“, чего тебе стоит её снять и почему пытаешься сорвать те же маски с других людей? Есть ли способ оправдать чужие ожидания и надо ли их оправдывать?».

На фото — Михаил Ложкин в спектакле «Принц в корзине» © пресс-служба «Театрального проекта 27»

Соавторами режиссёра, сочинившими «условное пространство, где появляется, в том числе, макет мини-театра с куклами», стали художник Марина Завьялова (главный художник петербургского Большого театра кукол), художник по костюмам Светлана Тужикова, мультимедиа-художник Егор Лавров, художник по свету Илья Пашнин и композитор Дмитрий Мульков.

Тутак называет соавторами и актёрскую команду — в неё вошли артист БТК Михаил Ложкин, актриса театра «Суббота» Валерия Ледовских, а также студентка мастерской Анатолия Праудина в РГИСИ Любовь Яковлева и юный артист Даниил Козлов.

Владислав Тутак — выпускник РГИСИ-2021. Помимо эскизных и лабораторных показов, а также совместных работ с другими режиссёрами курса при БТК, Тутак поставил спектакли «Лев и Птичка» в БТК, «Родькин чердак» в петербургском театре «Суббота», спектакль-инсталляцию «Дым» в тюменском Молодёжном театральном центре «Космос» (лонг-лист «Золотой Маски-2022»), «Последний сон Уточки» в московском Театре имени Вахтангова.

Комментарии
Предыдущая статья
Шапиро и Посохов выпустят премьеры в МАМТе в сезоне 2022-2023 23.09.2022
Следующая статья
Умерла актриса театра «Около» Наталия Позднякова 23.09.2022
материалы по теме
Новости
Умер украинский театральный критик Олег Вергелис
О том, что театрального критика Олега Вергелиса не стало 30 сентября, сообщили его друзья на странице Вергелиса в соцсетях. Он умер на 56-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни.
Новости
В Москве открывается фестиваль моноспектаклей «SOLO-2022»
Сегодня, 1 октября, в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» стартует фестиваль «SOLO». Девять дней подряд на смотре будут играть по два моноспектакля (один — «На Страстном», другой — в Боярских палатах), а заключительным событием 10 октября станет спектакль Данила Чащина «Говорит Москва» с Натальей Теняковой.