Тонышев ставит «итальянскую комедию» об «актёрской кухне»

На фото — участники спектакля «Габриеле. Итальянская комедия» © соцсети Театра имени Маяковского

Сегодня, 27 марта, на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Габриеле. Итальянская комедия».

В основе спектакля — пьеса современных итальянских драматургов Фаусто Паравидино и Джампьеро Раппы «Габриеле» (в переводе Юлии Вергун). Эта комедия, отмеченная рядом премий, была завершена в 1998 году. Со знакомства с «Габриеле» в постановке Сергея Тонышева год назад начались «Безграничные читки» — проект Театра имени Маяковского, призванный познакомить зрителей с современной зарубежной драматургией, не имеющей истории постановок в России. Тексты для «Безграничных читок» театр выбирал вместе с национальными культурными центрами, а предпочтение отдавалось пьесам, которые на родине авторов являются востребованными. Спустя год из «актёрской презентации» под руководством Сергея Тонышева «Габриеле» превращается в полноценный репертуарный спектакль.

О сюжете в описании постановки говорится так: «В центре Рима, в крохотной квартирке, пятеро молодых актёров только что дочитали пьесу для их будущего спектакля. Работы нет, денег нет, любви… С любовью оказывается ещё сложнее, как только появляется девушка: то ли ангел, то ли демон, и последствия необратимы. Но самое любопытное — где же всё это время Габриеле?».

Ученик Сергей Женовача Сергей Тонышев много работает с «несценичными» текстами, зачастую выбирая сложную прозу. Комедийная пьеса кажется парадоксальным материалом для новой постановки режиссёра. Об этом неожиданном выборе и о том, почему «итальянская комедия» в названии спектакля напоминает и о комедии дель арте, Сергей Тонышев рассказал нашей редакции: «Действительно, мне не свойственно брать пьесу, а не прозу, да ещё и комедию — с этим жанром я не работал в чистом виде. Считаю для себя это вызовом, таким режиссёрским опытом, в который давно хотелось нырнуть. (Вообще выбор материала — это очень сложный процесс, не прекращающийся почти никогда). Интерес мой, конечно, не в сюжете пьесы, не в коллизиях или поворотах, хотя и это тоже огромная составляющая жанра. Для меня, в большей степени, интерес в том, чтобы найти точные правила игры, актёрскую природу, просто жизненно необходимую для комедии. Сюжет — это лишь повод, я бы даже сказал, тема спектакля, а вот то, как это будет играться, чего ждать от следующей секунды, и есть сам спектакль.

Для театральных практиков термин „комедия дель арте“ далеко не пустой звук, но в нашем спектакле не будет традиционной итальянской комедии: для этого необходим более тернистый путь, продолжительный, не ограниченный одним спектаклем. Однако для нас она стала способом разобраться с другой театральной культурой (так как всё-таки это итальянская пьеса) — неким способом репетиции, если угодно. Нам очень близко в пьесе то, что она написана на тот момент молодыми выпускниками актёрской школы, по сути, нашими сверстниками, хотя и в Риме. А для зрителя, на мой взгляд, это тот самый спектакль, когда нет особой необходимости как-то готовиться к походу в театр, что-то читать перед этим или смотреть. Мы вместе посмеёмся над своими же заблуждениями, жизненными перипетиями и реакциями на них. И, мне кажется, такой спектакль необходим, причём необходим для очень разных людей. Коллеги узнают себя, зрители окунутся в актёрскую кухню… и увидим, что победит в итоге: театр или жизнь».

Вместе с режиссёром над премьерой работают художник-консультант Филипп Шейн, художник по костюмам Владимир Кравченко и художник по свету Иван Васецкий. В спектакле заняты молодые артисты театра: Иван Ковалюнас, Иван Сапфиров, Ярослав Леонов, Семён Алёшин, Станислав Кардашев, Максим Наумов и Кира Насонова.

Комментарии
Предыдущая статья
Нерон, он же Муссолини 27.03.2024
Следующая статья
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках» 27.03.2024
материалы по теме
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.