Александра Толстошева выпускает в БДТ «бесконечный» спектакль по Пушкину

На фото – сцена из спектакля «Моцарт и Сальери» © Стас Левшин

Сегодня и завтра, 6 и 7 декабря, в Каменноостровском театре (Вторая сцена БДТ) пройдёт премьера спектакля Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» по мотивам одноимённой пьесы Пушкина.

Премьерная постановка станет заключительной частью проекта «Опыты драматических изучений», который стартовал в БДТ имени Товстоногова в прошлом сезоне и объединил работы трёх молодых режиссёров на основе пушкинских «Маленьких трагедий». Постановки, созданные учениками Андрея Могучего Арсением Бехтеревым и Арсением Мещеряковым («Пир во время чумы» и «Каменный гость» соответственно), играют как единый двухчастный спектакль на Основной сцене Большого драматического.

Ученица Юрия Погребничко Александра Толстошева — режиссёр и актриса московского театра «Около дома Станиславского», созданного её мастером. Свои наиболее заметные постановки она выпустила именно там и в дебютной петербургской работе сохраняет связь с родным театром: за визуальное решение «Моцарта и Сальери» отвечает художник, скульптор, сотрудница «Около» Елена Духан, а другой художник, соратник Погребничко Юрий Кононенко (1938–1995), «присутствует» в постановке как автор звучащих текстов и картины, использованной в сценическом оформлении.

После предыдущей премьеры с необычной драматургической формой, «Клоунов» в том же театре «Около», Толстошева продолжает в БДТ поиск в направлении импровизационного, мнимо-неструктурированного игрового театра. «Моцарт и Сальери» — спектакль, продолжительность которого «не имеет фиксированного времени», участники «импровизируют, перекраивают мизансцены, меняются ролями, каждый раз заново воспроизводя пушкинский текст», как сказано в описании. На сцене, в соответствии с пьесой, три человека: актёры Андрей Феськов (Моцарт), Павел Юринов (Сальери) и музыкант, автор музыкального оформления постановки Владимир Розанов (в программке его герой, также в соответствии с принципами спектаклей Толстошевой и театра «Около», обозначен как Володя).

О том, как в премьере преодолевается инерция восприятия давно знакомого текста и создаётся новый «опыт драматических изучений», театр рассказывает в пресс-релизе: «Моцарт и Сальери уже двести лет как заперты вместе в странном пространстве и снова и снова проигрывают ситуацию, в которую их поместил Пушкин. Как очистить классический текст от „затёртости“ постоянных повторов и цитирований? Следуя заветам Пушкина, создатели спектакля предаются вольному искусству и пренебрегают презренной пользой. Два актёра и один музыкант импровизируют, перекраивают мизансцены, меняются ролями, каждый раз заново воспроизводя пушкинский текст. Он может прозвучать два, три, четыре раза — всё зависит от импровизационного потенциала перформеров. И в этих повторах рождается истинная история созависимости противоположных актёрских темпераментов, музыкальных структур, ритмов и рифм. Истинная история Моцарта и Сальери.

Спектакль может быть остановлен в любой момент или идти „до последнего зрителя“. Может быть „ясным как простая гамма“ или запутаться в сложной алгебре взаимоотношений. Может пройти путь от капустника, когда „маляр негодный пачкает Мадонну Рафаэля“, до пронзительной звенящей чистоты, возмущая „в нас, чадах праха, бескрылое желанье“ улететь. Зритель тоже волен уйти в любой момент или остаться до конца, чтобы, вторя Александру Сергеевичу, сказать: „Нас мало избранных, счастливцев праздных… / Единого прекрасного жрецов“».

«Меня интересует игровой театр, эта условная формулировка действительно многое объясняет, — говорит Александра Толстошева. — Я не люблю концепций, я люблю, когда просто играют, чувствуют театр как игру. И в этом типе театра не важно, какие отношения мы исследуем: человеческие, бытийные — главное, в это сыграть. Я счастлива, что в БДТ благодаря Андрею Могучему мне удалось поработать с уникальными артистами Андреем Феськовым и Павлом Юриновым и невероятным музыкантом Володей Розановым. Эти люди, помимо того, что они являются прекрасными артистами, умеют слушать, слышать, обладают огромным чувством самоиронии по отношению к театру, жизни, себе, и мне бы хотелось рассказать скорее про них, чем про себя или Пушкина».

Помимо перечисленных выше, над премьерой работает художник по свету Константин Удовиченко.

На фото – сцены из спектакля «Моцарт и Сальери» © Стас Левшин

Комментарии
Предыдущая статья
Ксения Михеева и «Провинциальные танцы» исследуют женскую природу 06.12.2024
Следующая статья
Крестьянкин создаёт «архивный подкаст» о Мейерхольде 06.12.2024
материалы по теме
Новости
В премьере РАМТа покажут «рифмованное многоголосие в голове подростка»
Завтра, 12 декабря, на Маленькой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Александра Чеботарёва «Гриша не свидетель» (12+) по одноимённой книге Насти Рябцевой.
Новости
Янушкевич создаёт в Красноярске первую «кукольную» версию «Дубровского»
Сегодня, 11 декабря, в Красноярском театре кукол пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Дубровский» (12+) по одноимённому роману Пушкина.