Предложив свой список самых заметных событий минувшего сезона, Театр. решил узнать у авторов номера, а какова была бы их десятка лидеров. При этом первый не значит лучший, десятый худший. Некоторые авторы захотели прокомментировать свои «десятки», у других они превратились в «пятерки» и «девятки». Подсчитывать победителей этого «хит-парада», а также оценить разброс мнений мы предоставляем вам.
Глеб Ситковский, свободный критик:
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
- «„Как вам это понравится“ по пьесе Шекспира „Сон в летнюю ночь“». Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов.
- «Лейтенант с острова Инишмор». МТЮЗ, режиссер Александр Суворов.
- «Страх». «Гоголь-центр», режиссер Владислав Наставшев.
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Толстой — Столыпин. Частная переписка». «Театр.doc», режиссер Владимир Мирзоев.
- «Идеальный муж. Комедия». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
Павел Руднев, доцент ГИТИСа:
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Участь Электры», РАМТ, режиссер Алексей Бородин.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Серсо». Другой театр, режиссер Владимир Агеев.
- «Четвероногая ворона». МТЮЗ, режиссер Павел Артемьев.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Страх». «Гоголь-центр», режиссер Владислав Наставшев.
- «Shoot / Get Treasure / Repeat». Театр Post, режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов.
- «Макбет. Кино». Театр им. Ленсовета (СПб), режиссер Юрий Бутусов.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
Дмитрий Ренанский, Colta.ru:
Про минувший театральный сезон — что в Москве, что в Петербурге — почему-то принято думать, что он был богатым, урожайным. При всем желании не смогу присоединиться к радостному хору оптимистов: если говоря о московском сезоне, еще можно худо-бедно наскрести три-четыре по-настоящему важных, событийных премьеры, то в Петербурге — «холодно, холодно, холодно» и далее по тексту. Событием сезона назовут, конечно, претенциозное «Макбет. Кино» Юрия Бутусова — и это, как говорится, многое объясняет.
Москва
- «Сказка о том, что мы можем, а чего нет». МХТ им. Чехова, режиссер Марат Гацалов.
- «Женихи». Театр наций, режиссер Никита Гриншпун.
- «Идеальный муж. Комедия». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
- «Весна священная». Большой театр, хореограф Татьяна Баганова.
Санкт-Петербург
- «Любовная история», «Приют комедианта» (СПб), режиссер Дмитрий Волкострелов.
- «Евгений Онегин». Михайловский театр, режиссер Андрей Жолдак.
- «Кукольный дом». «Приют комедианта» (СПб), режиссер Юрий Квятковский.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
Наталия Каминская, свободный критик:
- «Макбет. Кино». Театр им. Ленсовета (СПб), режиссер Юрий Бутусов.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Москва — Петушки». Студия театрального искусства, режиссер Сергей Женовач.
- «Толстой — Столыпин. Частная переписка». «Театр.doc», режиссер Владимир Мирзоев.
- «Участь Электры». РАМТ, режиссер Алексей Бородин.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Кеды». «Этюд-театр» (СПб), режиссер Алексей Забегин.
- «Кукольный дом». «Приют комедианта» (СПб), режиссер Юрий Квятковский.
Елена Дьякова, «Новая газета»:
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Москва — Петушки». Студия театрального искусства, режиссер Сергей Женовач.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «„Как вам это понравится“ по пьесе Шекспира „Сон в летнюю ночь“». Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов.
- «Идеальный муж. Комедия». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
- «Египетская марка». «Мастерская Петра Фоменко», режиссер Дмитрий Рудков.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Четвероногая ворона». МТЮЗ, режиссер Павел Артемьев.
Жанна Зарецкая, зав. отделом культуры интернет-газеты «Фонтанка.ру»:
- «Идеальный муж. Комедия». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
- «Литургия Zero». «Александринка», режиссер Валерий Фокин.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
- «Враг народа». МДТ, режиссер Лев Додин.
- «Трактирщица». БДТ, режиссер Андрей Прикотенко.
- «Слепая сова». Инженерный театр «АХЕ», режиссеры Максим Исаев, Павел Семченко.
- «Весна священная». Мариинский театр, хореография Саши Вальц.
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Танец Дели». ТЮЗ им. Брянцева (СПб), режиссер Дмитрий Волкострелов.
- «Кеды». «Этюд-театр» (СПб), режиссер Алексей Забегин.
Анна Степанова, профессор кафедры истории театра России, ГИТИС:
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Девятьподесять». Театр им. Маяковского, режиссеры Никита Кобелев, Саша Денисова.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Liebe. Schiller». Учебный театр ГИТИСа, режиссер Юрий Бутусов.
- «„Как вам это понравится“ по пьесе Шекспира „Сон в летнюю ночь“». Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов.
- «Электра». Театр наций, режиссер Тимофей Кулябин.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Shoot / Get treasure / Repeat». Театр Post, режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов.
- «Кеды». «Этюд-театр» (СПб), режиссер Алексей Забегин.
- «Крейцерова соната». Продюсерская компания «Рус Арт», режиссер Николай Дручек. В главной роли — покойный теперь уже Дмитрий Семак.
Елена Ковальская, зам. худрука ЦИМа:
- «Вне системы». МХТ им. Чехова, спектакль Кирилла Серебренникова и Михаила Дурненкова.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Участь Электры». РАМТ, режиссер Алексей Бородин.
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Враг народа». Театр им. Маяковского, спектакль Саши Денисовой и Никиты Кобелева.
- Кинотрилогия: «Братья» / «Идиоты» / «Страх». «Гоголь-центр», режиссеры Алексей Мизгирев / Кирилл Серебренников / Владислав Наставшев.
- «Макбет. Кино». Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
- «Август». Проект «Платформа», режиссер Алексей Паперный.
- «Shoot / Get treasure / Repeat». Театр Post (СПб), режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов.
- «Кеды». «Этюд-театр» (СПб), режиссер Алексей Забегин.
Кристина Матвиенко, свободный критик:
- «Идеальный муж». МХТ, режиссер Константин Богомолов. Не потому что прекрасен в смысле театрального языка, а потому что идеален как продукт времени и о времени.
- «Shoot / Get treasure / Repeat» Дмитрия Волкострелова, Александра Вартанова и Семена Александровского в петербургском Театре Post. Это как раз открытие новых «дверей», хотя и на «вчерашнем» материале Равенхилла.
- «Танец Дели». ТЮЗ им. Брянцева (СПб), режиссер Дмитрий Волкострелов. Четко артикулированная режиссура и прекрасное, осознанное существование актеров в пространстве задач нового театра, как мне кажется.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов. Есть чувство свободы и трудной победы, есть и инерция собственного почерка.
- «Макбет. Кино». Театр им. Ленсовета (СПб), режиссер Юрий Бутусов. Событие, но строго говоря, результат безудержного подчинения режиссера своей многословности.
- «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова. Успех, событие, но какое же поразительное стремление красиво и громко сделать приятно залу.
- «Коварство и любовь» Льва Додина в МДТ. Нестареющая мускулистая режиссура, внутри которой немасштабные герои в переломный, депрессивный для себя и страны момент.
- «Толстой — Столыпин. Частная переписка» Владимира Мирзоева в «Театре.doc». Режиссер больших фантазий в маленьком пространстве ставит историческую, но глубоко современную пьесу.
Вадим Рутковский, «Сноб»:
Вот десять самых важных для меня спектаклей в более или менее произвольном порядке, но в первой тройке те, с которыми сложился личный, интимный контакт.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Танго-квадрат». «Феатр» на сцене ЦИМа, режиссер Федор Павлов-Андреевич.
- «Funny Dream». «Платформа» / «Седьмая студия», режиссер Илья Шагалов.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
- «Елка у Ивановых». «Гоголь-центр», режиссер Денис Азаров.
- «„Как вам это понравится“ по пьесе Шекспира „Сон в летнюю ночь“». Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Москва — Петушки». Студия театрального искусства, режиссер Сергей Женовач.
- «Ноктюрн». МТЮЗ, режиссер Кама Гинкас.
Алена Солнцева, обозреватель «Московских новостей» и РИА «Новости»:
В Питере не была в этом году. В Москве далеко не все видела. Так что:
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Школа для дураков». Театр «Около дома Станиславского», режиссер Юрий Погребничко.
- «Маскарад Маскарад». ЦДР, режиссер Михаил Угаров.
- «Толстой — Столыпин. Частная переписка». «Театр.doc», режиссер Владимир Мирзоев.
- «Идеальный муж. Комедия». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Идиоты». «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников.
Ольга Федянина, свободный критик:
- Кинотрилогия: «Братья» / «Идиоты» / «Страх». «Гоголь-центр», режиссеры Алексей Мизгирев / Кирилл Серебренников / Владислав Наставшев.
- «Толстой — Столыпин. Частная переписка». «Театр.doc», режиссер Владимир Мирзоев.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
- «Серсо». Киноверсия спектакля, режиссер Анатолий Васильев.
- «Стойкий принцип». Школа драматического искусства, режиссер Борис Юхананов.
- «Москва — Петушки». Студия театрального искусства, режиссер Сергей Женовач.
- «Тристан и Изольда». «Новая опера», режиссер Никола Рааб (Германия).
Елена Левинская, свободный критик:
К сожалению, я надолго уезжала и еще не видела тех спектаклей, которые коллеги сочли событиями сезона. Но событие номер один, и не только одного сезона, по-моему, — это выдающаяся работа Василия Бочкарева в роли Фомы Опискина в спектакле Малого театра «Село Степанчиково и его обитатели».
- «Ноктюрн». МТЮЗ, режиссер Кама Гинкас.
- «Три сестры» и «Школа для дураков». Театр «Около дома Станиславского», режиссер Юрий Погребничко.
- Сложное впечатление от «Господина Пунтилы и его слуги Матти» Миндаугаса Карбаускиса в «Маяковке»: второй акт был просто прекрасен — в отличие от первого. Вообще, спектакль — тонкая материя, в разные дни может восприниматься совершенно по-разному.
Ольга Шакина, свободный критик:
- Эскиз Дмитрия Волкострелова в «Доме ветеранов сцены» в рамках проекта «Живые пространства» фестиваля «Территория».
- «00:00». Спектакль, показанный на открытии «Гоголь-центра», режиссер Кирилл Серебренников.
- «Братья». «Гоголь-центр», режиссер Алексей Мизгирев.
- «Любовная история». «Приют комедианта» (СПб), режиссер Дмитрий Волкострелов.
- «Маскарад Маскарад». ЦДР, режиссер Михаил Угаров.
- «Это тоже я». Театр «Практика», режиссеры Дмитрий Брусникин, Юрий Квятковский.
- «Идеальный муж». МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.
- Театральный альманах на тему «Отцы и дети» в Театре им. Ермоловой.
- «Коварство и любовь». МДТ, режиссер Лев Додин.
- «Кеды». Театр «Практика», режиссер Руслан Маликов.
Камила Мамадназарбекова, журнал «Театр»:
Этот список, наверное, говорит скорее обо мне, чем о театральном сезоне — какая-то трудноуловимая категория с размытыми пространственно-географическими границами. Сезон бывает в пейзаже и в моде. В театре есть события и впечатления, есть отдельные художники. Периодичность важна в производстве (планировании, менеджменте). Странно говорить о сезоне без фестивального контекста. Кроме того, я не видела ряд важных спектаклей (скажем, «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова), которые, по моим ощущениям, могли бы оказаться в этом списке. Тем не менее вот московские и питерские премьеры, увиденные мной с сентября 2012 по июнь 2013 года, которые мне нравятся:
- «Любовная история». «Приют комедианта» (СПб), режиссер Дмитрий Волкострелов.
- «Три дня в аду». Театр наций, режиссер Дмитрий Волкострелов.
- «Сказка о том, что мы можем, а чего нет». МХТ им. Чехова, режиссер Марат Гацалов.
- «Серсо». Киноверсия спектакля, режиссер Анатолий Васильев.
- Фестиваль «Весна священная — век модернизма» (я знаю, что он в основном гастрольный, но он анализирует факт истории русского искусства). Большой театр.
- «Похищение». «Театр.doc», авторы Константин Кожевников, Алексей Богачук-Петухов, Екатерина Бондаренко.
- «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». ЦИМ, арт-резиденция Blackbox, режиссер Юрий Муравицкий.
- «Четыре квартета Элиота». «Платформа», режиссер Олег Глушков.
Антон Хитров, студент ГИТИСа, корреспондент журнала «Театр»:
- «Shoot / Get Treasure / Repeat». Театр Post, режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов. Принципиально новые роли у всего и всех: текста, режиссера, актера, пространства, времени, зрителя.
- «Дом ветеранов сцены». Проект фестиваля «Территория» «Живые пространства», режиссер Дмитрий Волкострелов. Документальный отчет о сорванном проекте в живой декорации доказал бесконечный потенциал реальности как театрального материала.
- «Три дня в аду». Проект фестиваля «Территория» «Живые пространства», режиссер Семен Александровский. В том же убедил меня и час, проведенный на вокзале с аудиокнигой.
- «„Как вам это понравится“ по пьесе Шекспира „Сон в летнюю ночь“». Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов. Постмодернистский «антитеатр» вместо знакомого и понятного «театра художника».
- «Сон в летнюю ночь». «Платформа» / «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников. Казалось бы чуждый политике «Сон» принадлежит политическому театру в его самых глубоких и точных проявлениях.
- «Вне системы». МХТ им. Чехова, режиссер Кирилл Серебренников.
- «Ставангер». Лиепайский театр драмы, режиссер Константин Богомолов. Да, это не московский спектакль, но в нем режиссерский метод Богомолова гораздо убедительнее, чем в нашумевшем «Идеальном муже».
- «Похищение». «Театр.doc», авторы Константин Кожевников, Алексей Богачук-Петухов, Екатерина Бондаренко. Обидно незамеченный, но удачный пример «свидетельского театра».
- «Елка у Ивановых». «Гоголь-центр», режиссер Денис Азаров. Девственная красота абсурда вместо банальных заявлений об абсурде современной жизни.
- «Электра». Театр наций, режиссер Тимофей Кулябин. Я не мог обойти стороной настолько основательную критику религии, независимо от формы.
Лиза Спиваковская, свободный критик:
Очень мало я смотрела премьер. Есть пятерка:
- «Shoot / Get Treasure / Repeat». Театр Post (СПб), режиссеры Дмитрий Волкострелов, Александр Вартанов, Семен Александровский.
- «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина, режиссер Юрий Бутусов.
- «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». ЦИМ, арт-резиденция Blackbox, режиссер Юрий Муравицкий.
- Проект фестиваля «Территория» «Живые пространства» (руководитель проекта Марат Гацалов): «Дом ветеранов сцены» (режиссер Дмитрий Волкострелов), «Три дня в аду» (режиссер Семен Александровский).
- «Пока ты здесь». Liquid Theatre, режиссер Андрей Смирнов.