Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5, неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.
19 ИЮЛЯ
15:55. 20 июля должен быть принят седьмой пакет санкций Евросоюза. По информации EUObserver, в их числе — запрет на импорт российского золота и внесение в «чёрный список» 47 человек персонально, включая двух актёров, обвиняемых в пропаганде, — Владимира Машкова и Сергея Безрукова. Информация об этом попала в российские СМИ, и Машков прокомментировал ТАСС санкционные перспективы: «Никаким образом ни одни санкции не могут отразиться на творческих людях». Он также процитировал Лермонтова («разлука будет без печали»), отметил, что ему «приятно быть в одном списке с такими уважаемыми людьми и с золотом», и сообщил, что в ближайшее время собирается в Донецк.
15:10. По сообщению ТАСС, киевский Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки официально изменил название. Юридические процедуры по переименованию завершились 15 июля. Из прежнего варианта изъято словосочетание «русской драмы». Новое название — Национальный академический драматический театр имени Леси Украинки. Агентство также приводит цитату министра культуры Украины Александра Ткаченко о том, что изменения коснулись не только названия, но и репертуарной политики театра — теперь в афише будут постановки украинских и зарубежных авторов на украинском языке.
10:35. Оперный певец Вадим Чельдиев осуждён на 10 лет колонии строгого режима по делу о владикавказских митингах против ковидных ограничений. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на адвоката артиста Батраза Кульчиева сообщает, что Чельдиев обвинён по четырём статьям УК: 213 (хулиганство), 280 (призывы к экстремизму), 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и 207.1 (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан). Обжаловать решение Ростовского областного суда Чельдиев может в течение 10 дней.
Правозащитник Павел Чиков в своём телеграм-канале пояснил обстоятельства дела: «В апреле 2020 во Владикавказе прошёл митинг против „режима самоизоляции“ из-за пандемии COVID-19. Собравшиеся начали выдвигать политические требования: отправить в отставку правительство и главу Северной Осетии Вячеслава Битарова, провести досрочные выборы, освободить активиста и оперного певца Вадима Чельдиева. Тот был задержан в Петербурге по делу о распространении фейков о коронавирусе. На улицах произошли столкновения между протестующими и прибывшими из Москвы бойцами Росгвардии. <…>
На акции протеста 20 апреля задержали более 100 человек, 65 из них подверглись административному аресту на срок от двух до 15 суток. Более 20 — стали фигурантами уголовных дел. Трое — Вадим Чельдиев, Рамис Чиркинов и Арсен Бесолов — были признаны фактическими организаторами протестов. Сегодня суд в Ростове огласил приговор. Все подсудимые признаны виновными, дело Чельдиева о распространении фейков прекращено за истечением срока давности. Суд назначил Чельдиеву 10 лет, Бесолову 8,5 лет, Чиркинову 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима».
Кроме того, Росинфомониторинг включил Чельдиева в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.
Чельдиев окончил Владикавказское училище искусств имени Валерия Гергиева. Учился в Академии молодых певцов Мариинского театра и Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Выступал в петербургских музыкальных театрах (в частности, в Михайловском и в театре «Санктъ-Петербургъ Опера»). Гражданский активист.
16 ИЮЛЯ
19:00. Артисты Мариупольского драмтеатра сыграли первый спектакль в Ужгороде.
По информации нашего издания, 13 артистов из труппы Мариупольского драматического театра и и. о. директора-художественного руководителя театра Людмила Колосович покинули Мариуполь и 16 июля сыграли премьеру спектакля «Крик нации» на сцене Закарпатского областного музыкального драматического театра в Ужгороде.
В основу спектакля легла история жизни украинского поэта-шестидесятника и политзаключённого Василя Стуса, который вместе с другими украинскими диссидентами не раз был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» и протестах против реставрации культа личности. Суд проходил за закрытыми дверями. За нарушение процедуры Стус был лишён последнего слова и удалён из зала, а приговор зачитывался в его отсутствии: 10 лет принудительных работ и 5 лет ссылки. Василь Стус умер 4 сентября 1985 года после объявленной 27 августа голодовки в карцере и был посмертно реабилитирован только в 1990 году.
Над постановкой работали режиссёр Людмила Колосович, художница Эмма Зайцева, а также хореограф Наталья Каспишак-Сенов.
Известно, что со спектаклем «Крик нации» труппа планирует гастролировать дальше. В планах театра – показ постановки в театрах Франции, Польши и Словакии.
15 ИЮЛЯ
19:00. 15 июля в Авиньоне прошла премьера спектакля Русского драматического театра Литвы «Восход богов» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, написанной драматургом после событий в Буче. Это документальное исследование, основанное на фактах жизни и свидетельствах литовских актёров, а также артистов из Украины и Беларуси. «Мы создали „Восход богов“ как своего рода документ, очень авторскую работу, которую можно назвать театром очевидцев, — приводятся слова режиссёра спектакля Владимира Гурфинкеля на сайте театра. — Мы нашли настоящих свидетелей трагедии — людей, которые лично пережили это несчастье. Мы нашли актёров, которые удивительным образом пережили те дни и спаслись».
Спектакль «Восход богов» также будет показан в Авиньоне 16, 19, 21, 22, 24-28 июля.
14 ИЮЛЯ
Вывеска «Гоголь-центр» демонтирована с фасада театра.
Видео, на котором запечатлён процесс снятия вывески ГЦ, опубликовал в своём телеграм-канале Кирилл Серебренников.
29 июня стало известно о том, что депкульт не продлил контракт с худруком «Гоголь-центра» Алексеем Аграновичем и директором Алексеем Кабешевым. Многие сотрудники ГЦ сразу подали заявления об увольнении, а «Гоголь-центр» прекратил своё существование. Новым худруком назначен Антон Яковлев, директором – Александр Бочарников, а официальное название изменено на Театр имени Гоголя.
30 июня, когда в «Гоголь-центре» играли последний спектакль, логотип ГЦ в виде проекции появился на стенах Папского дворца в Авиньоне. В этот момент там шли репетиции спектакля Серебренникова «Чёрный монах» – постановкой Thalia Theater с участием артистов «Гоголь-центра» Авиньонский фестиваль открылся 7 июля (впервые за 76 лет существования смотра спектакль российского режиссёра с российскими актёрами играют на главной сцене).
11 ИЮЛЯ
12.00. Инженерный театр АХЕ сообщил на своём официальном сайте о закрытии театрального проекта «Порох». Он существовал 5 лет на Заводе слоистых пластиков в Санкт-Петербурге и был экспериментальным пространством для молодых современных художников России. Сперва кураторы проекта Павел Семченко и Максим Исаев (создатели Инженерного театра АХЕ) приняли решение приостановить «Порох» из-за невозможности существования одной из самых радикальных петербургских площадок в нынешних условиях. Однако администрация завода, у которой они снимали помещение, не имела возможности держать востребованные пространства в режиме ожидания и не получать аренду. В связи с этим Семченко и Исаев приняли решение закрыть проект «Порох» как площадку насовсем. Подробнее об этом читайте в нашей новости.
10 ИЮЛЯ
10.15. Полина Агуреева вместе с коллегами из «Мастерской Петра Фоменко» посетила Донбасс. Она выступила в Донецке и других городах двух самопровозглашённых республик.
«Сейчас встречалась с ребятами, которым от 14 до 22 лет, — рассказала Агуреева в интервью местным СМИ. — Жители Луганской и Донецкой народных республик вошли в историю как пример невероятного мужества и долготерпения. Конечно, за страдания им должно воздаться. Мы не можем не победить».
На фото – Полина Агуреева © социальные сети «Мастерской Петра Фоменко»
8 ИЮЛЯ
12.00. С сентября роль Каренина в спектакле Дмитрия Крымова «Серёжа» в МХТ имени Чехова вместо актёра Анатолия Белого будет играть Константин Хабенский. Об этом Художественный театр сообщает в своих социальных сетях.
В частности, спектакли с его участием пройдут 5 и 6 сентября на гастролях в Красноярске, где «Серёжа» откроет программу фестиваля «Золотая Маска». На сцене Художественного театра спектакль будет сыгран 14 и 19 сентября.
В других спектаклях МХТ, назначенных на сентябрь, Анатолий Белый также не занят. Источники нашего журнала, близкие к МХТ, сообщают, что Белый уволился из театра по собственному желанию и уехал из страны.
4 ИЮЛЯ
22:15. Режиссёр Дмитрий Крымов, принявший весной решение в ближайшее время не возвращаться в Россию, рассказал в интервью Антону Долину о том, что приступил к репетициям нового спектакля в Риге. В постановке, которая войдёт в репертуар Нового Рижского театра, будут заняты артисты НРТ — в том числе Чулпан Хаматова. Напомним, в марте руководитель НРТ Алвис Херманис пригласил покинувшую Россию Хаматову стать актрисой возглавляемого им театра, а в июне они выпустили первую совместную работу на латвийской сцене. Моноспектакль “Post Scriptum”, основанный на главе из «Бесов» Достоевского и текстах Анны Политковской, стал заметным культурным событием — в частности, высоко оценил эту работу и Дмитрий Крымов.
Алвис Херманис поделился видеозаписью интервью в своих соцсетях, сопроводив публикацию комментарием: «Да, это правда. Лучший российский режиссёр Дмитрий Крымов <…> начал репетировать спектакль в НРТ. Подробности будут объявлены в начале сезона». Отметим, что предстоящая премьера станет первым опытом сотрудничества Крымова и Хаматовой.
На фото — Дмитрий Крымов © www.krymov.org
18:30. Как сообщает ТАСС, зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко («Единая Россия») обратилась в Следственный комитет с просьбой дать правовую оценку действиям российского композитора Александра Маноцкова, который, по её словам, поддерживает Вооружённые силы Украины (ВСУ) на своих страницах в соцсетях и при этом получает крупные заказы в государственных театрах.
«Например, 24 мая 2022 года с ним был заключён контракт на создание музыкального произведения на сумму 1 200 000 рублей, заказчиком выступило Государственное автономное учреждение культуры “Пермский академический Театр-Театр”, – цитирует агентство слова депутатки. – При этом, на своих страницах в соцсетях российский композитор рассказывает, как можно помочь украинской армии».
Ольга Занко заявила, что направила депутатский запрос в СК на имя главы ведомства Александра Бастрыкина.
16:00. В Прокопьевске прошло очередное заседание суда по делу кузбасского журналиста, автора журнала ТЕАТР. Андрея Новашова, обвиняемого по ст. 207.3 ч. 1 УК РФ (умышленное распространение заведомо ложной информации о действиях российских военнослужащих за границей). Как рассказал редакции прокопьевский журналист Виль Равилов, на этом заседании, как и на двух предыдущих, выступали свидетели обвинения. В частности, сотрудник Центра Э (главного управления по борьбе с экстремизмом МВД РФ) Глеб Шевцов сообщил, что увидел в постах Новашова «оппозиционерство», поэтому и составил рапорт, ставший основанием для возбуждения уголовного дела. В показаниях других свидетелей адвокат Мария Янкина обнаружила массу нестыковок и противоречий, но все вопросы защиты к свидетелям судья Ольга Лучанкина снимала как «не относящиеся к делу».
Напомним, Андрей Новашов был задержан 21 марта. За посты ВКонтакте ему грозит до трёх лет лишения свободы. Сейчас Новашов находится дома, по решению суда ему запрещено общаться с журналистами «Тайга.инфо» и «Радио Свобода», чьим проектом является «Сибирь. Реалии» (объявлены в России иноагентами). Также он не может пользоваться интернетом и телефоном, исключение составляют звонки матери, адвокату и следователю. Андрею Новашову запрещено посещать массовые мероприятия и отправлять почтовые сообщения.
1 ИЮЛЯ
19:10. Перед началом показа спектакля «Чайка» театра «Сатирикон» режиссёр и участник постановки Юрий Бутусов обратился к зрителям со словами: «Мы бы хотели сыграть этот спектакль в знак поддержки и солидарности с нашими коллегами, единоверцами из разрушенного театра “Гоголь-центр”». После этого в тысячном зале Театра имени Вахтангова, где проходит показ, прозвучали минутные аплодисменты.
28 ИЮНЯ
12:39. Актёр Сергей Гармаш примет участие в восстановлении работы театра Херсона. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу Херсонской областной военно-гражданской администрации Владимира Сальдо.
«Приехал на родину в Херсон наш общий друг и один из любимых актёров всей России — Сергей Леонидович Гармаш, — сказал Владимир Сальдо. — Он вчера был у меня и сказал, что подключится к восстановлению работы нашего театра».
Сергей Гармаш родился 1 сентября 1958 года в Херсоне, где и начал свою творческую карьеру. В 1977 году окончил Днепропетровское государственное театральное училище по специальности артист театра кукол, после чего несколько месяцев работал и в Херсонском театре кукол.