Танец по любви

На фото – лаборатория Албертcа Альбертса и Александры Конниковой ©Маша Шешукова

В конце июля – первой половине августа в Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Танец без ума от себя и от любви» — первый независимый фестиваль современного танца от команды студии «Сдвиг». Это событие показалось нам важным, и мы решили вернуться к нему сейчас. Обзор подготовлен Эльзой Абдулхаковой на основе её дневника, публиковавшегося в её тг-канале «Завтра вечером буду тут»  Как участник лабораторий она соединяла роли практика в вечерней группе и наблюдателя в утренней. Дневниковые записи выделены курсивом, позднейшие размышления – обычным шрифтом.

МЫ ДРУГ ОТ ДРУГА

(О поле коммуникации и пространстве для встреч, создаваемом фестивалем, как о главном)

Начну с конца, с того, что, как мне кажется, и было смыслом фестиваля — желание и возможность диалога, готовность к нему, интерес к другому — человеку и/или танцу, предложение присоединиться к текущему процессу в конкретном месте в конкретное время. К лабораториям и/или показам, как участник и/или как зритель.

Для  меня фестиваль «Танец без ума от себя и от любви» был о Встрече. О возможности контакта и его необходимости, о возможности разговора друг с другом, начиная с дискуссии после показа и заканчивая разговором в курилке».

Фестиваль — логичное развитие студии как независимой институциональной единицы,  с крепчающим от сезона к сезону репертуаром, с растущей командой художников-сокураторов. Танец, которым занимается «Сдвиг» — танцевальный перформанс — размыкается до других жанров и начинает играть то с кино, то с визуальным искусством. Развиваясь и расширяясь. От камерного междусобоя до самой разной аудитории. От дорогого пространства на желтой лестнице Бертгольд-центра — к Дому Радио и киностудии «Лендок», таким образом, увеличивая свой масштаб и объём не только в прямом смысле.

Фестиваль «Танец без ума от себя и от любви» вырос из ежегодных летних лабораторий студии. Разомкнул их для показа работ и лабораторий, ставших результатом осмысления накопившегося архива. От недели с одним ведущим через партнерское ведение к соединению целого пула художников под «крылом» кураторов. От понятного шера найденного и рабочего к приглашению к практике.

Как участник лабораторий я соединяла роли практика в вечерней группе и наблюдателя в утренней, также отсмотрела всю программу показов. Фестиваль ощущался резиденцией, внутри которой в тебя действительно вкладывались и верили. Помню опыт самой настоящей свободы во время самостоятельной работы в студии. Смело могу назвать показ лабораторий гала-программой

Помню, как долго объясняла себе осмысленность соединения показов и лабораторий, пока не увидела очевидное — это не столько инструкция по применению, сколько наглядная демонстрация того, как может выглядеть танец, как с ним можно работать.

Отдельно отмечу процесс выпуска проекта, его публичность: как ранний анонс, активно продвигавшийся в информационном поле, так и приглашение к соучастию в проекте посредством финансовой поддержки. С 14 февраля по 10 июля было собрано около 210 тысяч рублей.

«Танец без ума от себя и от любви» — если хотите, дочернее предприятие «Сдвига», c крепкой организацией по типу dance house (или, как говорят кураторы студии, «НИИ танца»), когда участники фестиваля совмещают сразу несколько ролей, к примеру, хореографов, исполнителей и ведущих классов, с модным форматом уикендов. C самостоятельными аккаунтами в социальных сетях, дизайном @da_dadesign и мерчем  point’s (его наверняка еще можно приобрести), с коллаборацией с брендом befree и магазином винтажной одежды «Амбар». Очень верю, что с продолжением, частью которого также хочется быть.

 

Общее фото после показа лабораторий “Открытый день” / ©Саша Скрыпник

 

ПОТАНЦУЕМ-ПОМОЛЧИМ

(О программе показов, open call’ах и разговорах вокруг работ)

Одна из важных функций фестиваля — просветительская, именно поэтому задолго до старта стали появляться материалы вокруг, а именно:

– записи дискуссий на YouTube-канале студии с приглашенными участниками на такие темы, как «танцевальное исследование: что это такое и зачем оно нам?, «чем занимается современный танец?», «как делать танец?», «танец: где любительство», «когда профессионализм и при чем тут искусство? (готовится к публикации), «танец: что значит быть актуальным, виртуозным и как смотреть в будущее?» (готовится к публикации);

–  пять выпусков видео-подкаста «Факультатив», где с авторами работ фестиваля беседует Мила Волкова: с Альбиной Вахитовой и Антоном Вдовиченко, с Вероникой Тихоновой и Юлей Авраменко, с Ольгой Цветковой и Аней Кравченко, с Дашей Плоховой вместе с Александрой Конниковой и Албертсом Альбертсом, с Евгенией Сизминой и Денисом Чернышовым.

Свой текст я также считаю частью этой просветительской функции.

Каждый показ сопровождался открытым обсуждением работы, в рамках которого можно было задать вопрос авторам и участникам. Особенно удачным мне показалось обсуждение «Стаи» в Доме Радио, его вела Алевтина Грунтовская, артистка труппы MA Dance и куратор образовательной программы Дома Радио «Теории о практике: встречи-рефлексии о танце и перформансе XX-XXI веков». Удачным — подготовленным, сохраняющим баланс между прямой речью хореографа и танцовщиков, вопросами зрителей, от вопроса к вопроса раскрывающим способы смотрения работы и затронутые темы.

Через заявленные авторами жанры работ — танцевальные перформансы, балет на музыку, автобиографический балет, перформанс, танцевальный спектакль, хореографический спектакль, танцевальный перформанс-встреча — перейду к образовательной функции проекта. И прежде всего — к open call’у, победителями которого стали Евгения Сизмина и Денис Чернышов. Но по сути, было создано пространство коммуникации друг с другом для авторов работ, пространство учебы «с  оглядкой на коллег», вплоть до оперативного прямого включения в новую работу. Так у Horse Maintenance Вероники Тихоновой появился видеохудожник Илона Бородина, а у Connect Дениса Чернышова — барабанщик Тимофей Лавин (aka Дроож).

Критически, даже идеологически важное — разность показанных работ. Это не только репертуар студии и её постоянных резидентов. Но при этом один контекст.   

Целых 10 работ, посвященных соединению движения и звука, дорациональному, нечеловеческому, личному vs коллективному, различным надстройкам и конструктам, очень личному, коммуникации.

 

Скетчи, сделанные Леной Четверик во время лабораторий и обсуждений

 

КОГДА ТАНЦУЕШЬ СО МНОЙ  

(О лабораториях, принципе их сборки, курирования и вариантах участия)

К концу первой недели лабораторий я начала задумываться, по каким принципам они строились, как приглашались ведущие, о чём их просили, как они сочетались внутри групп и между группами. Субъективную — как и весь этот материал — версию замеченных связей и найденных совпадений, я и привожу здесь.

Если тезисно описывать опыт первой недели лабораторий, это: вглубь, в коллективное, смотря и слушая, дыша и балуясь, рандомно направляясь, back to the roots, физично, через другого. Опыт второй недели: не торопиться, доверять, наблюдать все и сразу, пробовать на вкус, не бояться: лага, партнера, глаз другого, общего, любимого пространства. 

Предположу, что от фокуса работы в танце студентам лабораторий предлагалось прийти к композиции танца, созданию своего высказывания. Не в одиночку – в группе и с поддержкой опытных кураторов из театра танца Игуан и/или Танцевальной Компании По.В.С.Танцы:

  • от путешествия вглубь — смотрения и слушания себя — наружу: в практику попытки и примерки на себя;
  • сквозь танец vs жизнь — к личному выбору и частному vs общественному;
  • примеряя на себя авторские инструменты и пробуя отвечать на вопросы, ища совместность;
  • по-разному работая со словами и с партнером;
  • в поисках интереса, в том числе — общего, не боясь устоявшихся паттернов и привычек;
  • от времени к пустотам/зазорам в отношениях между агентами коммуникации;
  • в пространство с его структурой при помощи звука и разных характеров движения.

Помню, насколько важным было самостоятельное время для работы в студии, это ощущение свободы и вкус лонгитюда, позволяющего не спешить, спокойно наблюдать за своим проступающим интересом и развивать его.

Показ утренней и вечерней групп был построен как программа из двух отделений. Подопечные Нины Гастевой и Миши Иванова представляли свои работы последовательно, одну за другой, некоторые даже были с афишами, их можно было увидеть в студии. Александра Конникова и Альбертс Альбертс помогли своим лаборантам собрать общую структуру, определенным образом организующую порядок демонстрации работ. 

Автобиографический балет Ольги Цветковой “Лебединая песня” /©Александр Игнатович

ЖАЖДОЮ ТОМИМ 

(О личном опыте)

Помню, как на круге-знакомстве вечерней группы на вопрос Альбертса и Александры «чего хотелось бы в перспективе ближайших двух недель?», ответила что-то в духе «поженить кураторское и художественное, не противопоставлять, а выстраивать отношения  между мозгом и телом, словом и движением». На самом деле мой дневник придумался еще до того, как появилась определённость насчёт моего участия в фестивале. Пыталась «продать» его в какое-либо медиа еще на стадии идеи. Здесь важно, что его необходимость для меня казалось естественной, также естественно пришла необходимость этого текста – как взгляда со стороны и попытки обобщения. Дело за малым — придумать по мотивам знакомых категорий свою, которая однажды, надеюсь, вырастет в метод.

Показывала соло с названием «Беги, Эльза, беги» о характерной, замечаемой не только мной стратегии убегания от контакта: от контактной импровизации до бытового общения. Вспоминала известные стратегии бега — по кругу, медленно, очень быстро, одна нога бежит, другая ещё идёт. После пяти кругов по залу, начавшихся под Blue Suede Shoes Элвиса Пресли из другого соло, выбежала из студии и носилась по лестнице, сколько было силы, пока не вмешалась своим падением в соло Ксюши Мачалкиной. Да, всю дорогу, для контроля дыхания по «завету» Лены Петико и из любви к караоке я пела «Беги от меня» группы «Гости из будущего». Лежала долго, много — с закрытыми глазами, пока не закончилась работа Альфии Шамсутдиновой. Помню, как Настя Ребкало в какой-то момент оказалась рядом – я пела для неё. Завершала показ одиноким сидением на барном стуле и потом вынесла его из пространства.

Прежде, чем поставить точку, позволю себе еще уточнение, вероятно, оно поможет чуть больше понять описанное выше соло. Моя художественная идентичность во многом прорастает из «тупости» – деятельности петербургской группы «Товарищество Новые Тупые», которой была посвящена моя магистерская диссертация.

Очень радостно осознавать, что фестиваль состоялся. Даже чуть захватил собой город, прозвучал и за его пределами. Безумно благодарна причастным. Хочу участвовать в новом.

Соло Эльзы Абдулхаковой “Беги, Эльза, беги” /  ©Саша Скрыпник

Комментарии
Предыдущая статья
Дмитрий Черняков стал режиссёром года по версии журнала Opernwelt 05.10.2023
Следующая статья
Юн Фоссе получил Нобелевскую премию — 2023 по литературе 05.10.2023
материалы по теме
Новости
Новая танцкомпания в Петербурге предлагает «поразмышлять о связи с землёй»
20 и 21 апреля в петербургской Студии Сдвиг новая танцевальная компания «Земные радости» покажет свой первый проект — спектакль Ани Кравченко «И мир бы стал лучшим местом».
Новости
В Центре «Зотов» попробуют «танцевать об архитектуре»
23 и 24 апреля в московском Центре «Зотов» фестиваль Context. Diana Vishneva — 2024 проведёт премьеру перформанса «Четыре точки отсчёта». Проект создаётся совместно с архитектурным бюро Saga, кураторы — хореограф Иван Естегнеев и фотограф, художник Юрий Пальмин.