25 ноября в Московском театре «Эрмитаж» пройдёт вечер, посвящённый празднованию 100-летнего юбилея образования Государственного еврейского театра. Он подготовлен Московским театром Грановского и Российской государственной библиотекой искусств при поддержке Российского еврейского конгресса и приурочен к открытию в РГБИ одиннадцатых Международных Михоэлсовских чтений, которые пройдут 26 и 27 ноября. В программе вечера запланирован показ реконструкции спектакля по пьесе Соломона Михоэлса «Строитель».
Впервые «Строитель» был поставлен Алексеем Грановским ровно сто лет назад, в июле 1919 года в Петрограде. Спектакль переосмыслял сюжет о строительстве Вавилонской башни. В его основу легла небольшая пьеса в будущем знаменитого актёра Соломона Михоэлса, на тот момент студийца Петроградской еврейской театральной студии Шломо Вовси. После переезда театра в Москву пьесу не ставили. Её текст долгое время считался утерянным, но в начале девяностых был обнаружен в архиве Бахрушинского музея выпускником историко-архивного института Василием Щедриным (в настоящее время профессором еврейской истории и культуры в Кингстоне, Канада). В 2018 году была найдена и музыкальная партитура, созданная для спектакля.
Автором реконструкции стал ученик Юрия Любимова, режиссёр Игорь Пехович. Журналу ТЕАТР. он рассказал о работе над «Строителем»: «Конечно, реконструировать спектакль полностью невозможно, потому что режиссёрская партитура Грановского не сохранилась. Но у нас были текст, две фотографии и афиша. А в прошлом году я отыскал в музее Глинки музыку Арнольда Маргуляна, написанную в 1919 году специально для этого спектакля.
Мы постарались донести текст Михоэлса и придумали сценическую фантазию на тему того, как на протяжении сотен и тысяч лет люди строили Вавилонские башни — памятники гордыне человека — и они разрушались. В ХХ веке это были Третий рейх, Коммунизм в одной стране, Китайская культурная революция, Карибский кризис — они все разрушались и гибли».
В спектакле будут заняты артисты театра на Таганке — Игорь Пехович и Александр Резалин, а также вокалистка дуэта «Роза Якова», исполнительница песен 20-х и 30-х годов Мария Якубович.
Игорь Пехович активно пропагандирует театральную систему Грановского в России и за рубежом: «Я много лет занимаюсь реконструкцией театральной системы Алексея Грановского, совершенно забытого режиссёра. Он сделал ГОСЕТ театром мирового уровня, но после гастролей 1928 года не смог вернуться в страну из-за конфликта с властями советской России. Его имя было вычеркнуто из театральных учебников, он был объявлен предателем и ретроградом. Везде писали, что Алексей Грановский занимался ненужным символизмом и вёл театр по неправильному пути. Эта легенда прижилась, и до сих пор многие считают, что славу ГОСЕТа создал только Михоэлс, а не Грановский. Моя задача сказать, что это имя необходимо вернуть в театральное поле, нужно переиздать книгу Александра Дейча «Маски еврейского театра» (1927), где подробно описана театральная система Грановского. Нужно, чтобы студенты узнали, что кроме основных актёров и режиссёров-авангардистов — Мейерхольда, Михаила Чехова, Вахтангова и Таирова — был Алексей Грановский».
В 2012 году на Малой сцене Театра на Таганке Пехович создал «Лабораторию Грановского», в которую в 2015 году вошли его ученики-актеры — выпускники Московского государственного университета культуры и искусства.
Напомним, что Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) вырос из Петроградской еврейской театральной студии. После переезда студии в Москву в 1919 году он стал одним из ведущих театров страны первой половины ХХ века. В 1949 его закрыли из-за «борьбы с космополитизмом».
Организатором и первым руководителем театра был Алексей Грановский, затем в тридцатые годы руководство перешло к Соломону Михоэлсу, а после его смерти — к Вениамину Зускину. В отличие от другого еврейского театра, поддерживаемой Станиславским и Вахтанговым «Габимы», где играли на иврите, репертуар ГОСЕТа шёл на идише. Спектакли создавались по мотивам произведений еврейской литературы. Помимо драматической игры постановки ГОСЕТа включали в себя живую оркестровую музыку, танец, вокальные номера и эксперименты с движением и звучащим словом. В разные годы с театром сотрудничали художники Марк Шагал, Натан Альтман, Роберт Фальк, Исаак Рабинович, Александр Тышлер и Александр Лабас.
Тема одиннадцатых Международных Михоэлсовских чтений, к которым приурочен показ спектакля, — «Национальный театр в контексте многонациональной культуры». Конференция посвящена вопросам межкультурного национального взаимодействия, истории развития национального театра и его современному состоянию.