До 4 января 2021 года швейцарский театр Vidy-Lausanne открыл доступ к записи спектакля Франка Касторфа «Баязет».
«В последние дни 2020 года мы бы хотели ещё раз предложить вам возможность открыть для себя одно из значительных явлений театра и посвятить нам один из своих вечеров», – говорится в подписи к видео. Посмотреть спектакль можно на сайте театра.
Напомним, премьера «Баязета» прошла 5 ноября 2019 года. Постановка стала копродукцией Théâtre Vidy-Lausanne, институции Maison de la Culture de Seine St-Denis, Осеннего фестиваля в Париже, а также Национального театра города Анси, о чём журнал ТЕАТР. подробно писал ранее.
Франк Касторф, один из реформаторов немецкого театра, не просто адаптировал трагедию Расина, но и соединил её с эссе Антонена Арто «Театр и чума» из книги «Театр и его Двойник». Соавтором режиссёра стал сценограф Александр Денич.
Несмотря на то, что Касторф не говорит по-французски, он обратился к тексту одного из классиков французской драматургии и работал над ним с франкоязычной командой, в том числе с Жанной Балибар, Жаном-Дамьен Барбином, Муниром Маргумом и другими.
Выбор его был обусловлен тем, что в нём он нашёл что-то близкое к своему театру и, прежде всего, убеждённость в том, что чистоты не существует, что трагедия жизни рождается из скрытой связи между личными страстями и властью, между желаниями и случайностями. Герои Расина выходят за социальные рамки, запрещающие им жить своим страстным желанием свободы. «Его театр сильно привязан к своей свободе действовать и мыслить, он не избегает противоречий, наоборот, яростно отказывается от любых компромиссов», – отмечается в описании спектакля.
Режиссёр сближает Расина и другую значимую фигуру французского театра Арто, который через произнесённое слово освобождается от того, что ему навязывают его рождение, его тело и его окружение, чтобы достичь своего возрождения.