Солнечный удар в песках

Евгений Марчелли поставил в Ярославле «Месяц в деревне», который не смог выпустить в Петербурге. И наверное, к лучшему.

Евгений Марчелли начинал репетировать «Месяц в деревне» в Театре Ленсовета, но не смог закончить работу по семейным обстоятельствам. Спектакль под названием «Все мы прекрасные люди» в итоге выпустил Юрий Бутусов — и это был типично бутусовский трагический балаган с прекрасной и мятежной Анной Ковальчук в роли Анны Петровны. А Марчелли, чтобы закрыть гештальт, взялся за Тургенева у себя в Волковском театре. И если поставить эти два спектакля рядом, покажется, что у них не только разные режиссеры, но и разные авторы.

Тургенев назвал свою пьесу комедией. Однако после хрестоматийного спектакля Анатолия Эфроса, полного чувств «нежных, как цветы» и ностальгии по атлантиде русской усадьбы, об этом жанровом определении вспоминают крайне редко. Получаются или жестокие драмы, или физиологические очерки, или лирические зарисовки.

Марчелли оказался ближе всех к обозначенному автором жанру, хотя у его комедии терпкий, глубокий вкус. Режиссер сам придумал минималистическую сценографию a la Лариса Ломакина: фанерный короб, засыпанный песком — вот и вся деревня. В этом образе дома, на который наступает пустыня, есть что-то от Маркеса с его вселенской печалью и в то же время латиноамериканскими страстями. Песок вообще очень чувственная, семантически насыщенная субстанция — яркий символ летней беззаботности и знойной неги. Помнится, в «Даме с собачкой» Гинкаса герои в любовной истоме посыпали друг друга золотистыми струями. Но в то же время в песке вязнут ноги и передвигаться тут на высоких каблуках, то есть оставаясь в границах «комильфо», весьма трудно.

Поэтому в этой большой песочнице босоногая Вера и Беляев чувствуют себя вполне комфортно, а Наталья Петровна в модельных туфлях выглядит скованной и неестественной. Костюмы Вани Боуден вообще играют в спектакле важную роль, с потрохами выдают характер персонажей и ясно сигнализируют о переменах в их душевном состоянии.

Фотография: Татьяна Кучарина
Фотография: Татьяна Кучарина

В первой сцене Наталья Петровна, поминутно меняющая шикарные шелковые платья, предстает великолепной стервой, желчной и раздражительной, заводящейся от каждой невинной реплики. В порыве злости она выхватывает у сына лук и направляет в сердце Ракитину. Ей бы огнемет — спалила б к черту все эту скучную надоевшую хибару, где лениво играют в карты вялые, будто размагниченные люди. В ней-то самой 220 вольт, и током бьет на расстоянии.

Оголенные провода эмоций — фирменная черта темпераментного почерка Марчелли. И в лице Анастасии Светловой, ставшей для режиссера такой же музой, как Яковлева для Эфроса, он нашел идеального проводника этого электричества. В статичной вроде сцене объяснения с Верочкой (а здесь это отнюдь не наивная дурочка, прекрасно понимающая хитрую тактику своей покровительницы) кажется, что по сцене летают молнии, которыми соперницы пытаются испепелить друг друга. Но у Натальи Петровны женских чар явно больше, так что ее воспитаннице остается только пойти ва-банк и буквально силой затащить симпатичного учителя в постель. Для обеих женщин этот мальчик (Максим Подзин) — всего лишь смутный объект желания, которого используют, не особенно считаясь с его чувствами. Так что в конце концов он закономерно начнет использовать их.

Марчелли решительно сдергивает с пьесы лирический кружевной покров, всю эту мятную сентиментальность и романтику, оставляя голую и довольно пошлую интригу дачного романа. Тут все томятся влечением. Беляев с Верочкой и служанкой Катей весьма эротично кормят друг друга клубникой, а балагур Шпигельский (Юрий Круглов) будто саблей рубит истекающую соком алую плоть арбуза. Этот циничный доктор, который пальцем не шевельнет, когда Верочка вбегает в дом с разбитой в кровь коленкой, зато долго и со вкусом мнет грудь Натальи Петровны, вместе с туповатым помещиком Большинцовым в исполнении Владимира Майзингера составляют великолепный комический дуэт, лишний раз напоминающий о низовом жанре пьесы. А режиссер, иронизируя над мелодраматизмом ситуации, иногда включает титры — в сочетании с игрой тапера они дают эффект старого немого кино.

Фотография: Татьяна Кучарина
Фотография: Татьяна Кучарина

В общем, тургеневскую пьесу здесь всеми силами заземляют, лишают ее акварельности и литературной красивости. Но тем сильнее и неожиданнее она выстреливает в финале. Наталья Петровна выходит на сцену совершенно преображенная выпущенным на свободу чувством, которое раньше мучило и корежило ее изнутри. В потертых джинсах и свободной футболке она медленно идет по диагонали к своему избраннику (который, наоборот, облачился теперь в свой лучший костюм), и заливает все вокруг таким сиянием счастья, что можно выключать софиты. Именно этого слишком откровенного взгляда и не выдерживает Беляев, готовый к небольшой интрижке, но не к такому солнечному удару.

Он сбегает. А Наталья Петровна, получив прощальную записку, вдруг глохнет — воздух заполняет вой сирены — и превращается в седую старуху… Все ее последующие бессмысленные и пустые годы в сценическом времени оказались равны немногим, растянутым в рапиде минутам любви. Эти минуты — единственно важное, что может случиться c вами в жизни, настаивает Евгений Марчелли. Он, видимо, из тех художников, что всю жизнь ставят один и тот же спектакль, и какие бы катастрофы не происходили вокруг, будет петь про ее величество Женщину.

Комментарии
Предыдущая статья
Карьера одной истории 14.05.2015
Следующая статья
Москва: удаленный доступ 14.05.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…