Кирилл Серебренников выпускает премьеру в Венской опере

На фото - сцена из спектакля "Парсифаль". Фото с сайта театра.

Первый показ вагнеровского «Парсифаля» в постановке Кирилла Серебренникова пройдёт на сцене Венской оперы 11 апреля без зрителей. Видеоверсия этого спектакля с Йонасом Кауфманом и Элиной Гаранчей в главных ролях будет доступна онлайн через неделю, 18 апреля.

Наряду с другими заметными фигурами современной европейской режиссуры, Кирилл Серебренников был приглашён в консервативную до недавних пор Венскую оперу новым художественным руководством театра. Напомним, в сезоне 2020-2021 театр возглавили интендант Богдан Рошчич и дирижёр Филипп Жордан. Работу над постановкой Серебренников, который не может покинуть страну в связи с решением по делу «Седьмой студии», ведёт дистанционно — по видеосвязи. Напомним, таким дистанционным путём режиссёр выпустил несколько премьер в Европе даже из-под домашнего ареста, когда диалог с другими создателями спектаклей приходилось вести не в онлайн-формате, а через адвоката (в их числе «Гензель и Гретель» в Штутгартской опере, «Так поступают все женщины» в Цюрихском оперном театре, «Набукко» в Гамбугской опере).

Напомним, «Парсифаль» — последняя опера Вагнера. Отправной точкой для создания «торжественной сценической мистерии», как определял жанр сочинения сам композитор, стали средневековые тексты о рыцарях Грааля, в том числе «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Серебренников помещает героев своего спектакля в пространство тюрьмы. В аннотации театра уточняется, что сценография вдохновлена французским типом тюремного комплекса maison centrale, где содержались так называемые «безнадёжные». Эти «безнадёжные» зачастую были представителями этнических и религиозных меньшинств — лишённые свободы в общем замкнутом пространстве, они, по мнению создателей спектакля, оказываются предоставлены сами себе. Это тюремное сообщество и становится театральной аналогией вагнеровских рыцарей Грааля.

О том, почему было выбрано именно такое решение, рассказывает сам Кирилл Серебренников: «Рыцари Грааля, какими они представлены у Вагнера в начале „Парсифаля“, явно потеряли часть своей веры — возможно, самую важную и значимую часть. Грааль, как я его понимаю, — это идея всеобщей свободы, и именно потому он противоречит принципам Братства Грааля. Рыцари находятся в плену своей догматической боевой позиции против всего мирского. Они идут по миру с шорами на глазах, и в результате их восприятие становится всё более узким и искажённым. Тюремное пространство моего спектакля — это метафора ограниченного, сжавшегося, догматического мира, в котором они заперли себя и где всё происходит не так, как должно. И, конечно же, жизнь в неволе — это одна из возможных интерпретаций пространства, в которое „здесь превращается время“.

Любая наивная иллюстративность огрубила бы тонкие смыслы и контексты вагнеровской партитуры. Показать на сцене чудо застывшего в воздухе копья привычными средствами конвенционального театра можно, но такие попытки проиллюстрировать чудеса, музыкально воплощённые в партитуре Вагнера, приведут к чему угодно, кроме желаемого магического эффекта. Я не хочу и не могу „показывать Вагнера один к одному“ — хотя все его символы в нашей постановке присутствуют: чаша, копьё, крест и так далее. Но я думаю, что настоящая метафизика есть в реальной жизни. Во время съёмок киноматериала для „Парсифаля“ в конце декабря на окраине Москвы мы обнаружили бетонные развалины. Был невероятный мороз — а при этом солнечные лучи падали сквозь дыры в разрушенных стенах. Магический и ирреальный в своей красоте момент. Как художник, я открываю в этой красоте Бога».

Над постановкой работает интернациональная команда. Сам Серебренников уже традиционно для себя отвечает за сценографию и костюмы — в соавторстве с Ольгой Павлюк и Татьяной Долматовской соответственно, — а как сорежиссёр в репетициях вновь принимает участие Евгений Кулагин. За свет отвечает Франк Эвин, видео- и фотохудожники — Алексей Фокин и Юрий Карих. Также у «Парсифаля» есть свой мастер-постановщик сценического боя — Ран Артур Браун. Драматург спектакля — Серджо Морабито. Музыкальный руководитель и дирижёр — Филипп Жордан.

В главных ролях: Йонас Кауфман, Элина Гаранча, Людовик Тезье, Вольфганг Кох, Георг Цеппенфельд, Николай Сидоренко, Штефан Черни.

Видеоверсия спектакля будет доступна на территории Европы и России 18 апреля с 15.00 по московскому времени. Посмотреть запись можно будет на сайте ARTE Concert бесплатно в течение 30 дней с момента её публикации.

Комментарии
Предыдущая статья
TheatreHD покажет балет Джорджа Баланчина 09.04.2021
Следующая статья
В Музыкальном театре Станиславского и «Практике» проходят кадровые перестановки 09.04.2021
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.