Революция в пространстве

«Точка доступа», летний фестиваль искусств, прошел в Петербурге в третий раз: обширная программа спектаклей и перформансов охватила пространства музеев, парков, улиц и отдельных зданий

«Точка доступа» — это преодоление ограниченности, продиктованной сценой-коробкой: лишь один спектакль фестиваля играли в стенах театра.

Всю афишу фестиваля, поделенную на сегменты — гастрольная программа, собственное производство, кураторская программа немецкого театроведа Флориана Мальцахера, — тематически связали со столетием Октябрьской революции. Речь не только о 1917 годе, но и вообще о понятии революции в целом. Практику дополнили теорией: несколько дней на фестивале работала конференция, соединившая сайт-специфическое свойство «Точки доступа» и тему этого года — речь шла о революции в пространстве, о том, как театр перестал быть театром в его традиционном понимании.

Непредсказуемое прошлое

Собственная программа фестиваля под названием «Утопия», спродюсированная Андреем Прониным, включала в себя три премьеры: спектакль Юлии Ауг с актерами новосибирского театра «Старый дом» по прозе Анны Старобинец («Злачные пажити»), переосмысление романа Юрия Арабова в версии режиссера Сергея Чехова («Столкновение с бабочкой») и семейный квест Радиона Букаева «Бабушкины очки». Последнее — пожалуй, единственное отклонение от общей темы: «Бабушкины очки», цепь приключений для семьи с ребенком, — прежде всего, социальный проект, предлагающий совместный опыт.
«Столкновение с бабочкой» — роман Юрия Арабова, ироничная и грустная утопия, основанная на предположении: а что было бы, если бы Николай отказался подписывать отречение от престола? Альтернативную версию событий Арабов выстраивает подробно, перемежая картины, широким мазком рисующие быт неторопливой Швейцарии, провинциальной Москвы и неспокойного Петрограда, с пристрастным психологическим анализом главных действующий лиц. В фокус его внимания попадают не только надменный и полный брезгливой тоски Ленин, не только флегматичный и сентиментальный Николай, но и нелюдимый ефрейтор германской армии Гитлер, и хмурый часовщик Юровский. В спектакле Сергея Чехова эту масштабность заменяет интимность сеанса психотерапии, а идея сближения Николая и Ленина, которое в версии Арабова могло спасти бы страну от бойни, доведена до буквальности.

Все происходит в Доме композитора, в здании с богатой историей, в зале, чья архитектура придумана самим Монферраном: часто пустующая сцена становится территорией некоего ритуального перформанса, а игровая площадка — это узкий балкон в форме каре. Сергей Романюк — и Ленин, и Николай II — демонстрирует чудеса перевоплощения: без грима, без заметных внешних изменений. Просто что-то меняется в его лице: уходит легкий прищур, появляется статная озабоченность. Уходит легкая картавость, деловитость меняется на растерянность. Впрочем, есть и нечто общее — некоторая беспомощность, загнанность: оба они — заложники большой истории, оба бьются в сетях ненадежной, но беспощадной памяти. Есть и еще один — Игорь Мосюк, по факту, отвечает за всех остальных персонажей: за швейцарского булочника, за Крупскую. Но на самом деле он — сгусток истории, сгусток прошлого, некая подвижная субстанция: актер подчеркивает многоликость, текучесть своего персонажа и голосом, и плавной, до головокружения, пластикой. Он — помогает вспомнить. Он — заставляет вспомнить. Он — подает реплику, чтобы закрутился механизм воспоминания. Впрочем, время в этом линчевском (спектакль полон прямых отсылок к новому «Твин Пиксу», к фильму «Голова-ластик») мире нелинейно, и воспоминание — оно же прозрение о будущем. «Что такое бальзамирование?» — с беспокойством спрашивает Ленин; «Где это — Свердловск?» — недоумевает Николай. Психоделичность спектакля, который все же не рассказывает историю, а погружает в определенную атмосферу, поддержана оригинальным саундом Владимира Бочарова и черно-белым, с редким вкраплением красок, видеоартом, в котором мелькающие дома, окна, люди растворяются в бесформенном нечто. Но, надо сказать, что эстетика здесь не нивелирует тему, которая проглядывает четко: «Столкновение с бабочкой» получилось о том, что не отпускающая нас фатальность прошлого затемняет, отдаляет будущее.

Прогресс и новое средневековье

«Злачные пажити» как раз о будущем, впрочем, о недалеком. Это, скорее, антиутопия, по своей теме схожая со знаменитым сериалом «Черное зеркало», который остроумно и тонко исследует опасности и метаморфозы, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Прогресс — не только как новые возможности, но и как новая иерархия, как новые ограничения и несвобода. «Злачные пажити» Юлии Ауг по двум фантастическим рассказам Старобинец (фантастику здесь надо понимать не как развлекательный жанр, но как социальную критику) — о несвободе тоже. На стуле сидит тощий, высокий парень в камуфляже (Тимофей Мамлин), на руках — наручники. Девушка в белом халате (Лариса Чернобаева) равнодушно бреет ему голову. Справа — видеокамера, парень рассказывает то нам, в зал, то на камеру. У Старобинец историю о том, как церковники подмяли под себя научный эксперимент и попытались из больного юноши сделать ангела, а получили хищное насекомое, «рассказывает» немой (это его внутренний монолог). В спектакле, в способе актерского существования, чувствуется отказ от какой-либо условности, от дистанции — Тимофей Мамлин переживает то, о чем рассказывает, здесь и сейчас — вскрикивает, обращаясь к пустому небу, проглатывает ком в горле, борется с подступающими слезами. Вроде бы в этой простроенности эмоционального накала — спасение от монотонности, но история становится несколько частной, а смысл затеняется вынужденным сопереживанием. При этом "Злачные пажити" – точно не литературное чтение, а именно спектакль, здесь очень важна физиологичность: голое, скукоженное то ли от холода, то ли от неловкости, тело актера действует так, как, кажется, должен действовать этот текст, вызывая чувство дискомфорта, оторопь. «Паразит» Старобинец чем-то напоминает «Собачье сердце»: наука рождает уродца, а жертва становится тираном.

Вторая история — собственно, это и есть рассказ «Злачные пажити» — о молодой паре, решившей, с помощью технологий, продлить свою жизнь в телах белых голубей. Новый рассказчик (Виталий Саянок) — почти в той же мизансцене — стул, казенщина, бритая голова, равнодушная медсестра. Герою Старобинец придумали характер, простоватую манеру говорить, разболтанность движений. Медсестра, правда, почему-то становится частью истории, играет возлюбленную героя; здесь иллюстративности еще больше, чем в первой части. При этом во второй новелле — больше иронии, больше сарказма — например, его вдоволь в голосе невидимой администраторши фирмы, занимающейся пересадкой сознания в другие тела (вредную тетку остроумно озвучивает сама режиссер). «Злачные пажити» — о том, как мечта становится частью индустрии, как частное и интимное превращается в продукт, в механизм использования. По сюжету, у Старобинец героиня иногда вспоминает строчку из запомнившегося стихотворения «он покоит меня на злачных пажитях…», а новый циничный владелец ее тела удивляется — где он слышал это. В спектакле у Ауг в финале многочисленные тела, двигающиеся по хлопку своего хозяина, читают этот псалом хором: «Злачные пажити» заканчиваются парадоксальной кодой, вопросом: что сильнее, обобщающая технология или человеческая уникальность?

Живой город

Программа, составленная Флорианом Мальцахером (совместный проект «Точки доступа» и Гете-института), называлась «Чувство возможности» — термин был позаимствован у австрийского писателя Роберта Музиля. «Чувство возможности» — оппозиция чувству реальности, допущение изменений, предположение о том, что все может быть по-другому. Это — про революцию, и в историческом, и в феноменологическом измерении. Показы этой программы рассматривали русскую революцию не как миф, не делали ее предметом постмодернистской игры, наоборот — все предельно серьезно. Голландский композитор Томас Мюрмель в своем музыкальном перформансе «Re-Fe-Re: REволюция. FEмининная REдакция», основанном на книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», увидел революцию как территорию смыслов, как систему идей, одна из которых — равноправие полов. Даже немного пугало, с какой серьезностью и с каким торжественным пафосом молодой немец озвучивал мысли первых советских активисток, какую благоговейную атмосферу создавал вокруг обрывков их речей, прорывающихся сквозь шумовую завесу. С одной стороны, это обескураживало, но с другой — эта прививка серьезности своевременна для нас, привыкших высмеивать и низводить до анекдота свое прошлое. Вот звучит суровый скрипучий голос Александры Коллонтай, вслушиваешься в ее странный говор, и все обывательские шутки про половую разнузданность кажутся чем-то совсем посторонним.

Может быть, центральным событием этой программы стал спектакль-променад «Красный шум», созданный лабораторией «Вокруг да около». Удачный пример сложно организованной бродилки, погружающей одновременно и в историю, и в нынешнюю жизнь исследуемого района. В данном случае — района Нарвской заставы с его домами в духе конструктивизма и массивными зданиями 30-х годов. Маршрут начинался с сада в память жертв расстрела 9 января 1905 года и заканчивался в парке имени Первого мая. Литературный материал — неопубликованная книга Константина Вагинова «Семечки», его записки и дневники, в которых писатель фиксировал жизнь города и его обитателей, а также — интервью с нынешними жителями района, собранные участниками проекта. Звуковой ряд — смесь голосов: здесь и дети, сбивчиво, рассказывающие, как они играют около памятника Кирова; и женщина, показывающая остатки решетки Зимнего дворца, перевезенные после революции в парк; и мужчина-участник афганской войны, выпивающий с друзьями во дворе; и работник котельной. Вперемешку с документальным пластом — попытка прикоснуться к истории, оживить тех, кто жил в районе Нарвской заставы чуть меньше ста лет назад — тексты Вагинова читают актеры в режиме реального времени и в записи. Одна из магистральных и волнующих историй — рассказ девочки, дочки рабочего, учащейся швейному делу. Звучат тексты и в исполнении случайных прохожих: смущаясь, медленно читает пожилая женщина, студент Петровского колледжа, смеясь, признается, что «не вывозит» сложные слова. Это тоже важно: «Красный шум» — не спектакль о районе, а спектакль самого района, его голос. Еще одно неоспоримое достоинство — насколько спектакль готов к тому, что город живой: любые изменения (огородили газон, сгорел дом) становятся частью рассказа. «Красный шум» — настоящий театр: он сбивает твой фокус внимания, ты вглядываешься в город одновременно и как в декорацию (рассматриваешь цвета, фактуру), и как в живой организм.
Опыт непосредственного участия Гастрольная программа «Точки доступа» включала в себя финский городской квест «Охота» и хабаровское «Дознание» (спектакль Михаила Тычинина по страшной документальной пьесе Петера Вайса был в этом году номинирован на «Золотую маску»).

«Дознание» играли в гараже на Васильевском острове: зрителям выдавали номера: то ли узники концлагеря, то ли обвиняемые на скамье подсудимых. В основе пьесы — страшные документы, протоколы допросов сотрудников "Освенцима«. Театр решил — актерское озвучивание станет пошлостью и исключил посредника между зрителем и документом. Актеры здесь — и модераторы, и начальники — демонстративно равнодушны, надменны, брезгливы. Мы читаем тексты — то про себя, то вслух. Способны ли мы на самоорганизацию — вот колокольчик, означающий конец чтения, оказывается в руках одного из зрителей (здесь, наверное, правильней говорить — участников). Разносят баланду, железные миски. Самое ценное, что дает спектакль — возможность наблюдать за собой, изучать себя: демонстративно отказываешься взять миску, ее ставят у твоих ног. Потом посуду собирают, и ты все-таки нагибаешься — хочется помочь актрисе. Главная часть спектакля — дискуссия: каждый из зрителей пишет на программке вопрос. Тот, кому он достанется, должен попробовать ответить. На самом деле, говорят много банальностей, вопрос одни и те же — как это произошло? Как я бы повел себя в этой ситуации? Почему это возможно? Но эта банальность, этот тупик, эта растерянность, это незнание — самое ценное и самое честное, самое гуманное состояние.

Годовщина противоречивого большого события, продолжающего, так или иначе, влиять на сегодняшние политические, социальные и культурные реалии, вопреки ожиданиям, в пространстве театра отмечена лишь отдельными, немногочисленными событиями, и в этой ситуации «Точка доступа» сделала заметный шаг, предложивший новое осмысление истории средствами современного театра.

Комментарии
Предыдущая статья
А король-то Гнойный 16.08.2017
Следующая статья
Останови вечеринку 16.08.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…