Алексей Ретинский стал первым резидентом культурно-образовательного центра Р.А.Д.И.О

Алексей Ретинский © Asya Freia

С января 2020 года композитор Алексей Ретинский становится первым творческим резидентом культурно-образовательного центра Р.А.Д.И.О., который создает команда musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса на площадке Дома Радио в Санкт-Петербурге.

В течение шести месяцев Алексей Ретинский будет работать над созданием нового музыкального произведения, мировую премьеру которого представит Теодор Курентзис с оркестром и хором musicAeterna. Помимо этого, композитор будет вовлечен в образовательную, творческую и исследовательскую работу центра Р.А.Д.И.О., главным предметом которой станет восприятие музыки. В течение полугода в Доме Радио будут проходить дискуссии, мастер-классы, междисциплинарные проекты, камерные концерты и творческие встречи с участием резидента и приглашенных им музыкантов, художников, ученых и философов.

Первая встреча зрителей с композитором состоится в Доме Радио 31 января. На ней Алексей Ретинский и музыканты оркестра musicAeterna представят перформанс, который станет своеобразным опытом погружения в творчество Бетховена в преддверии серии концертов musicAeterna в Санкт-Петербурге, Москве, Бонне и Вене. После чего Алексей Ретинский, Теодор Курентзис, Леонид Десятников, Николай Комягин и гости резиденции встретятся, чтобы обсудить природу и выразительные возможности музыкального языка.

Алексей Ретинский рассказал о своей предстоящей работе в центре Р.А.Д.И.О.: «Что такое резиденция? С одной стороны, ты делишься всем накопленным опытом и знаниями, с другой, что не менее важно, впитываешь атмосферу, которая тебя окружает. Само пространство подсказывает решения. Для меня это диалог: и с духом пространства, и с людьми. Композитору очень сложно писать, руководствуясь только абстрактными категориями и энциклопедическими знаниями, очень важно иметь возможность близкого общения с музыкантами, чтобы узнать, как тот или иной прием звучит. Работать в непосредственном контакте с таким оркестром, как musicAeterna, и таким дирижёром, как Теодор Курентзис, — это невероятная роскошь, и это, безусловно, вдохновляет на творчество. Для меня это приглашение к внутренней эволюции, а может быть, революции. И чрезвычайно интересно, какие новые свойства приобретет творчество в этих условиях. В этом, наверное, и есть суть резиденции: менять и меняться».

Культурно-образовательный центр РАДИО начал работать на базе Дома Радио с декабря прошлого года по инициативе Теодора Курентзиса, чём журнал ТЕАТР. писал ранее. Центр объединяет творческие и образовательные программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие все области современного искусства. В рамках центра уже начала работать «Лаборатория современного зрителя» — проект, объединяющий различные просветительские форматы: лекции, мастер-классы, разбор партитур и открытые репетиции. В перспективе на базе центра будут оборудованы звукозаписывающие студии для продвижения авторских и экспериментальных программ musicAeterna и других независимых коллективов, открыто издательство для трансляции художественных ценностей и философии musicAeterna, создана радиостанция, которая объединит аудиторию и сообщество musicAeterna по всему миру.

Алексей Ретинский — автор камерной, симфонической, хоровой и электроакустической музыки. Его произведения звучали в концертных залах Восточной и Западной Европы, на фестивалях новой музыки в Нидерландах, Германии, США, Швейцарии, Сингапура и Китая. Российской публике сочинения Алексея Ретинского впервые представил Теодор Курентзис. В 2018 году хор musicAeterna исполнил фрагмент из масштабного цикла композитора — «Марианские антифоны», на Дягилевском фестивале состоялась мировая премьера перформанса на его музыку — «Камилла», позже номинированного на «Золотую Маску».

Ретинский работает в различных жанрах: от экспериментальных практик с электронной музыкой до создания произведений для классических составов. Музыкальный язык композитора содержит в себе черты как музыкального авангарда, так и минимализма, в то же время обнуляя их характерные черты. В своей музыке автор пытаться вернуть музыкальному «жесту» его первоначальный, часто ритуальный, смысл, тем самым делая барьер между музыкантом и слушателем более призрачным.

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербургском театральном музее пройдут встречи, посвящённые инклюзивному театру 22.01.2020
Следующая статья
Фестиваль «Золотая Маска» откроет конкурсную программу музыкальными спектаклями 22.01.2020
материалы по теме
Новости
В театре «Мастерская» появится «цирковая сказка» о пингвинёнке
13 апреля на Малой сцене театра «Мастерская» в Санкт-Петербурге пройдёт премьера моноспектакля Полины Сидихиной «Бом-бом-бом» по одноимённой книге Антона Ломаева. Постановка адресована самым маленьким зрителям.
Новости
На петербургском фестивале LOFT-2024 покажут спектакли Фёдорова, Рыбкина, Зальцман
С 15 по 28 апреля в Театре на Васильевском в Санкт-Петербурге пройдёт V Театральный фестиваль LOFT. Среди участников — театры из Ташкента, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Омска, Астрахани, Выборга и Лодейного Поля.