До 1 августа можно посмотреть онлайн спектакль открытия фестиваля в Экс-ан-Провансе — постановку Ромео Кастеллуччи «Resurrection» на музыку Второй симфонии Малера.
Основные события смотра были анонсированы ещё в конце 2021 года. Тогда стало известно, что откроется программа проектом Кастеллуччи. Кроме того, организаторы рассказали о концепции фестиваля-2022: магистральной стала тема испытания и возрождения. Вторая симфония Малера — «Симфония Воскресения» (Resurrection) — отвечала этому замыслу как нельзя лучше.
Напомним, Вторая симфония состоит из пяти частей, причём первые три — инструментальные, а последние две — вокально-инструментальные. Программное название «Симфония Воскресения» связано и с замыслом, и с текстом, звучащим в пятой части. Малер использовал духовную песню немецкого поэта Фридриха Клопштока, дополнив её строфами собственного сочинения. Первые строки стихотворения Клопштока звучат так: «Ты воскреснешь, мой прах, / после сна недолгого!» (Auferstehn, ja, auferstehn wirst du, / mein Staub, nach kurzer Ruh).
Кастеллуччи, обращаясь к теме воскресения (или воскрешения — слово resurrection допускает оба варианта перевода), как и всегда, соединяет духовное и метафизическое с отталкивающе-телесным, материальным. Его «Resurrection» продолжает драматизм мысли Малера, который во Второй симфонии пытался найти ответ на «последние» вопросы о неизбежности смерти («Почему ты жил? Почему ты страдал? Неужели всё это — только огромная страшная шутка?» — пояснял он свою идею в одном из писем). При этом ключевым образом для Кастеллуччи становится прах — воскресение или воскрешение возможно только после физической смерти человека. Избранное режиссёром решение обретает особую актуальность летом 2022 года: внутри заброшенного стадиона Stadium de Vitrolles, мрачного чёрного здания огромных размеров, — покрытая землёй сцена. Она оказывается братской могилой, и во время исполнения Второй симфонии участники спектакля извлекают из-под земли, укладывают и сортируют полуразложившиеся трупы, которые постепенно заполняют всё сценическое пространство.
За музыкальную часть постановки отвечали дирижёр Эса-Пекка Салонен, оркестр и хор Парижской оперы, а также дебютанты фестиваля в Экс-ан-Провансе — сопрано Голда Шульц и меццо-сопрано Марианна Кребасса.
Последний показ «Resurrection» прошёл 13 июля. Фестиваль опубликовал на своём сайте видеоверсию спектакля — она останется в свободном доступе до 1 августа (в том числе для зрителей из России). Посмотреть запись можно и в окошке ниже (после нажатия кнопки Poursuivre открыть в полноэкранном режиме).