В программу парижского Осеннего фестиваля вошли работы Кастеллуччи, Касторфа, Уилсона и Мило Рау

На фото - сцена из спектакля Тьяго Родригеса "The way she dies" © Filipe Ferreira

10 сентября открывается Осенний фестиваль в Париже. Из всех направлений в фестивальной программе этого года наиболее обширно и ярко представлен современный танец.

Парижский Осенний фестиваль, как и многие европейские смотры, прежде всего ориентируется на мультидисциплинарность. Программа состоит из нескольких направлений, условно обозначенных по видам искусств – музыка, кино, пластические искусства, перформанс и так далее – или их соединению (например, «театр – музыка»). Стартует Осенний фестиваль 10 сентября и продлится до декабря, а часть спектаклей можно будет увидеть даже в январе.

Театральная программа Осеннего фестиваля состоит более чем из двух десятков названий, но уже она обнаруживает условность деления на виды искусства: например, постановка Ромео Кастеллуччи „La Vita Nuova“ («Новая жизнь») в фестивальной классификации относится к перформансу, а в разделе «Театр» обнаружатся работы современных хореографов. Однако, как уже говорилось выше, хореография вообще стала центром притяжения фестиваля.

Из числа спектаклей, не связанных напрямую с современным танцем, очевидными хэдлайнерами являются спектакли Мило Рау («Орест в Мосуле», где трагедия Эсхила соединяется с личными историями людей из разрушенного иракского города), Тьяго Родригеса („The way she dies“– о том, как книга может изменить человеческую жизнь, – причём в данном случае книгой становится «Анна Каренина»), Франка Касторфа («Баязет» – основанная на Расине и Антонене Арто постановка осуществлена в Театре Види-Лозанн), Rimini Protokoll («Бабушка. Тромбоны из Гаваны», где участвуют внуки кубинских революционеров), а также показанный этой весной в Москве на «Золотой маске» спектакль Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица». В разножанровой программе фестиваля, наряду с весьма масштабными полотнами, – целый ряд моноспектаклей и спектаклей-исследований, минималистичных (и, как правило, франкоязычных) опытов, нередко созданных тандемом «режиссёр-актёр».

Также стоит отметить спектакль знаменитой команды театральных авангардистов из Нью-Йорка The Wooster Group под названием „A PINK CHAIR (In Place of a Fake Antique)“– в основе их вольного сочинения последняя, «коллажная» постановка Тадеуша Кантора «Я никогда уже сюда не вернусь», теоретические работы режиссёра, интервью с его дочерью, а также фантасмагоричный и бурлескный мир, где находится место польской истории и канторовским героям – от солдата и священника до Одиссея с Пенелопой.

Ещё одно  примечательное событие фестиваля – спектакль «Падение дома», сочинённый режиссёром Самуэлем Ашашем и хореографом Жанной Кандель. Совсем недавно тот же тандем впервые побывал в России – на Платоновском фестивале в Воронеже играли спектакль «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней». Ашаш и Кандель создают спектакли на стыке жанров и форм, соединяя литературное и оперное, музыкальное и драматическое начало и получая в итоге чистую театральность, не лишённую юмора.

Но в категорию «театр – музыка» попала другая работа Ашаша – «музыкальные прятки» „ChewinggumSilence“, которые режиссёр придумал вместе с джазовым музыкантом и композитором Антонином-Три Коангом. В той же программе – спектакль знаменитого оперного режиссёра Каликсто Биейто „The String Quartet’s Guide To Sex And Anxiety” («Руководство струнного квартера по сексу и тревоге»): четыре музыканта и четыре актёра (по словам режиссёра, структуру, как и часть содержания, ему подсказала поэма Одена «Век тревоги») создают полупоэму-полуконцерт о меланхолии, ориентируясь на культурные коды от Дюрера и Бетховена до Тарковского, Бунюэля и Белы Тарра. В этом же разделе – «Книга джунглей» Роберта Уилсона и дуэта CocoRosie. Спектакль организаторы фестиваля анонсируют как принятый Уилсоном вызов создать равно интересную всем аудиториям постановку, а получившаяся «Книга джунглей», по их мнению, транслирует детям и взрослым идеи толерантности и гуманизма.

Что касается хореографической части фестиваля, то её составляют работы ярких представителей самых разных направлений современного танца (практически о каждом из них можно прочитать в посвящённом современному танцу номере журнала ТЕАТР.) – в частности, в Осеннем фестивале примут участие Жизель Вьен, Жером Бель, Борис Шармац, Стивен Коэн, Метте Ингвартсен, Ксавье Леруа, Вольмир Кордейро, а также Уильям Форсайт с недавно показанным в Москве и Петербурге «Тихим вечером танца».

Наконец, на фестивале будут представлены спецпрограммы. Одна из них посвящена столетию со дня рождения Мерса Каннингема – выдающегося американского хореографа, не только поставившего множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитавшего новое поколение хореографов – значимых представителей танца постмодерн (направления, к которому сам Каннингем не принадлежал). Другая спецпрограмма посвящена Ла Рибо – хореографу, близко подходящей в своих работах к грани перформанса, исследующей тело как художественную данность. В этой программе будет представлена и совместная работа Ла Рибо с хореографом Матильд Моннье и режиссёром Тьяго Родригесом.

Ознакомиться с подробным расписанием можно на сайте фестиваля.

Комментарии
Предыдущая статья
Театр балета Бориса Эйфмана откроет новый сезон в Китае 05.09.2019
Следующая статья
История Жанны д’Арк в версии Лотты де Беер: Чайковский проиграл подростковому феминизму 05.09.2019
материалы по теме
Новости
На екатеринбургскую «Точку сборки — 2024» привезут спектакли Каландаришвили, Слащёвой, Джавадова
С 1 по 5 ноября в Екатеринбурге пройдёт Всероссийский фестиваль профессиональных независимых театров для детей и подростков «Точка сборки». В программе — десять спектаклей из разных российских городов, лекции, книжная точка и другое.
Новости
На «Пушкин_фест» в МТК приедут петрушки, марионетки, «ожившие скульптуры»
Сегодня, 22 октября, в Московском театре кукол (МТК) открывается «Пушкин_фест». В афише смотра, который продлится до 26 октября, — 11 спектаклей для детей и взрослых на основе пушкинских текстов и биографии поэта.