Андрей Прикотенко ставит “Идиота” о страсти, Христе и жизни ближнего

Премьера в новосибирском «Старом доме» пройдёт 28 сентября.

В версии Прикотенко действие происходит в наши дни — над визуальной составляющей работает художник Ольга Шаишмелашвили. При этом в спектакле появляется своеобразная детективная составляющая: каждый герой, как сообщает аннотация спектакля, становится «материалом расследования», катализатором которого является наиболее загадочный персонаж романа и спектакля — Мышкин. Примечательно, что та же аннотация приводит цитаты высказываний, связанных с противоречивой фигурой Мышкина, — от самого Достоевского  до Товстоногова и Евгения Миронова.

Режиссёр спектакля Андрей Прикотенко поделился с журналом ТЕАТР. своими размышлениями: “Что для меня Достоевский? Наверное, христианство. Никуда не денешься от того, что мы являемся наследниками великой христианской культуры. Всё с этим связано: история культуры, наша нравственная философия. Мы не так это ощущаем, потому что не столь активно посещаем церковь, соблюдаем ритуалы. Но в спектакле я хочу сказать не о ритуальности христианства, а о том, что мы — продолжатели глобального этапа человечества, которое называется христианством. Мы сами этого не понимаем, но каждая часть нашей жизни оказывается связанной с этой философией, которая возникла две тысячи лет назад и полностью изменила человечество, уклад его жизни. И то, что возникло тогда, так давно, практически сразу оказалось в конфликте с тем, что представляет из себя человечество. И этот конфликт длится до сих пор. С той лишь разницей, что он усугубился до такой степени, что, по всей видимости, христианская мораль, христианская этика претерпевает такие видоизменения, что это уже похоже на её полное отсутствие. Не убивать другого человека — это, конечно, очень сильная идея. Христианство с его новой идеей исключительного человека меняет эту возможность полностью. Жизнь ближнего своего оказывается для христианина важнее, чем его собственная. Христиане должны любить других людей так сильно, как Бог любил нас или любит. Это главная христианская заповедь, потому что Бог так сильно возлюбил мир, что отдал своего сына. Бог есть любовь, жизнь, счастье. И ближний — это величайшая ценность.

Наш Мышкин и мир, который мы создаем вокруг него, — это попытка ответить себе на вопрос: что представляет из себя эта модель сегодня. Может ли сегодня существовать человек, который так возлюбил этот мир, что жизнь другого становится для него высочайшей ценностью? Как этот человек соединит высочайшее христианское утверждение с тем, что его посетит любовь и страсть? Ведь что такое Аглая, как не любовь, доходящая до страсти? Наш спектакль — попытка ответить на эти вопросы, может быть, самые важные для нашей культуры и цивилизации. Эта история была трагичной и две тысячи лет назад, но с мощной, оптимистичной философией. И сейчас история будет не менее трагичной. Всё перевернётся с ног на голову: невозможно понять, кто Христос, а кто несёт в себе смерть”.

В спектакле заняты Анатолий Григорьев, Альбина Лозовая, Александр Вострухин, Лариса Чернобаева, Андрей Сенько, Анастасия Пантелеева и другие.

Напомним, Андрей Прикотенко — выпускник курса Вениамина Фильштинского в РГИСИ (ЛГИТМиКе), поставил ряд спектаклей в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Новосибирске, Орле. С 2017 года — главный режиссёр театра «Старый дом».

Комментарии
Предыдущая статья
На Сахалине пьесу Светланы Петрийчук сыграют в автобусе 25.09.2019
Следующая статья
Юрий Печенежский выпустит «Вишнёвый сад» в Лысьвенском театре 25.09.2019
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.