На Сахалине пьесу Светланы Петрийчук сыграют в автобусе

Репетиция спектакля "Вторник короткий день". Фото с сайта театра.

27 сентября в «Чехов-центре» пройдёт премьера спектакля Александра Созонова «Вторник короткий день» по пьесе Светланы Петрийчук в формате «капсульного театра».

Александр Созонов рассказал журналу ТЕАТР.: «Это спектакль — мечты, мечты о невозможном театре, который я начал сочинять, когда Виктор Рыжаков пригласил меня учиться в Школу театрального лидера. В рамках обучения нужно было изобрести театр-утопию, который прекрасен и невозможен. У меня тогда появилась идея „капсульного театра“: приезжает в город капсула, которая сама по себе и площадка, и место действия, и весь театр. Во многих городах нашей страны нет не только театра, но даже и ДК. „Капсульный театр“ можно легко перевозить в любой город — он мобилен. Что это значит, что представляет из себя эта „капсула“, по какому принципу работает, как ее перевозить, где находится зритель, какое место занимают в этой системе актёры — 4 года назад я не придумал. Но сейчас в „Чехов-центре“ я применяю именно эту формулу. Это невозможный спектакль, который можно привезти куда угодно».

Пьеса Светланы Петрийчук «Вторник короткий день» вошла в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2018 году. В 2019 году её пьеса «Финист ясный сокол» попала в шорт-листы драматургических конкурсов «Первая читка», «Ремарка», «Любимовка».

«Пьеса Светланы Петрийчук, которую я услышал на прошлогодней „Любимовке“, — продолжил разговор с журналом ТЕАТР. Александр Созонов, — о продавщице из Благовещенска, которую сын-наркоман заставил возить наркотики из Китая в Россию. И действие происходит в автобусе, в котором эти наркотики перевозят: иногда внутри, иногда актёры работают снаружи. В спектакле много пластических решений, например, когда наркоманы, как зомби, бьются в окна. Или, когда расклеиваются детские рисунки, тогда автобус становится похож на инсталляцию современного искусства. В спектакле есть два течения времени: основное действие происходит в России, и последней поездки героини в Китай — его мы снимали на видео. Нам хотелось показать превращение сердобольной мамаши, которую мы видим в российских сценах, в циничную наркодилершу, предстающую на видео. Как в ней уживаются сердобольная женщина, жалеющая детей, отравившихся спайсом, и та, которая помогает сыну-наркоману этот спайс перевозить? Как она себя оправдывает? На этом противопоставлении спектакль и построен. В итоге автобус трогается, и у зрителей нет сомнения, что мы вместе с ней едем в ад. Но кто мы? Безвольные наблюдатели или соучастники преступления?

С одной стороны, понимаешь, что это социалка, а с другой, в ней есть высокая поэзия. В пьесе есть персонажи: госпожа Простакова, Пелагея Ниловна Власова, Пульхерия Александровна Раскольникова — три матери из произведений Фонвизина, Горького и Достоевского. И это, конечно, даёт „вечный“ контекст: во имя любви во все времена шли на преступления. И ничего нет сильнее любви материнской. Причем неизвестно, кто кем больше манипулирует: мама залюбила, и сын стал подонком, или наоборот она была изначально готова на преступление. Или это такие скотские обстоятельства в нашей стране, что по-другому и быть не может?

Последнюю сцену играют на автостоянке между кафедральным собором и историческим музеем, на котором написано „Россия — великая история“. Автобус на скорости несется по кругу, а внутри него под дулами двух автоматов в белой пачке и на пуантах выписывает фуэте бывшая продавщица продмага, которая когда-то мечтала стать балериной. И это такая зацикленность нашего русского мышления: как-то у нас совмещаются и повышенная духовность, и великая история, и сыновья, которые заставляют матерей продавать наркотики. Наша страна продолжает оставаться самой великой в мире утопией. И поэтому „капсульный театр“, который родился изначально из идеи-утопии, лучше всего её отражает. Пока „Вторник“ будет играться только в Южно-Сахалинске, но будущей весной поедет в большой тур по всему острову, потому что он нужен людям».

Александр Созонов — режиссёр. В 2000 году поступил на экономический факультет Ижевского государственного технического университета, во время учебы в котором основал молодёжный театр «ГОСТ», ставший призёром нескольких фестивалей. Работал в муниципальном театре г. Ижевска. В 2006 году переехал в Прагу, где создал театр «Студия-Кси», первый русскоязычный театр на территории Чешской республики.

В 2008 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова. Принимал активное участие в различных режиссёрских лабораториях. В послужном списке: спектакль «Riverside Drive» (участник фестиваля «Твой шанс», 2009), лучший эскиз спектакля по пьесе П. Пряжко «Жизнь удалась» на «Семинаре-лаборатории современной драматургии» в театре «Встречи» (г. Гатчина, 2012); лучший эскиз спектакля по пьесе Ю. Клавдиева «Медленный меч» в рамках лаборатории «Мастерская на Беговой» в Центре драматургии и режиссуры (2012); эскиз спектакля по пьесе А. Роппер «Она скакала на бирже, как на лошади» там же (2012). В 2012 году выпустил спектакль «Медленный меч» по пьесе Ю. Клавдиева в Центре драматургии и режиссуры и «Остров Рикоту» Н. Мошиной в Алтайском театре драмы и режиссуры А. Казанцева (Барнаул). В 2013 году поставил спектакль «Портрет Дориана Грея» в Театре им. Ермоловой с Олегом Меньшиковым в главной роли, за который получил премию имени Андрея Лобанова.

Комментарии
Предыдущая статья
Хаматова, Мирзоев, Хабенский, Ахеджакова обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву 25.09.2019
Следующая статья
Андрей Прикотенко ставит “Идиота” о страсти, Христе и жизни ближнего 25.09.2019
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.