Печерникова соединит в «Маленьком Муке» драму и театр кукол

На фото - момент репетиции спектакля «Маленький Мук» © Роман Лютиков / пресс-служба Воронежского ТЮЗа

28 и 29 октября в Воронежском театре юного зрителя пройдут премьерные показы спектакля Виктории Печерниковой «Маленький Мук» по сказке Вильгельма Гауфа.

«Маленький Мук» входит в «Альманах сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий», написанный Гауфом для детей барона Эрнста Югена фон Хёгеля, в семье которого он работал репетитором после окончания университета. Композиция цикла строится по принципу «рассказ в рассказе»: купцы, пересекающие Аравийскую пустыню, коротают время, делясь историями. Одна из них — о Маленьком Муке.

О работе над переносом известной сказки на сцену Воронежского ТЮЗа Виктория Печерникова рассказала нашей редакции: «„Маленький Мук“ — причудливая сказка, странная и страшноватая, если читать её внимательно, в неадаптированном варианте. Переводы, которые я читала ранее, слишком отличались друг от друга — и по стилю, и по смыслу. Мне было интересно самой понять авторский почерк Гауфа, дойти до самой сути через его родной язык, поэтому я решила переводить сама. Это был интересный и сложный процесс. Переводя фрагмент, я отсылала его в Германию, и замечательная Рут Винекен — переводчик и драматург, с которой мы тепло дружим с ГИТИСа, — проверяла, насколько точно я улавливаю контекст. После этого перевод проходил ещё несколько уровней проверок — от театроведов до филологов. И только потом я остановилась, хотя в процессе репетиций мы вместе с актёрами продолжали вносить правки».

Эскиз сценографии спектакля «Маленький Мук» © Ксения Кочубей / пресс-служба Воронежского ТЮЗа

Основным режиссёрским решением в спектакле Виктория Печерникова называет принцип «хор-герой», при котором все актёры играют множество ролей и особенно важна «ансамблевая слаженная работа и общее дыхание». На сцену выйдут также аллегорические персонажи — Фантазия, Сказка и братья Сны — герои «Сказки под видом альманаха», открывающей сборник Гауфа. Кроме того, постановка соединит драматический и пластический театр, а также театр кукол. «Мы понимали, что Маленького Мука не может играть актёр-человек, — рассказала Виктория Печерникова нашей редакции. — В оригинальной сказке Мук не был весёлым ребёнком в волшебных туфлях с тросточкой, каким мы его помним с детства по мультфильмам и грампластинкам. Гауф написал историю про карлика с огромной от рождения головой. Поэтому роль Мука мы отдали куклам — у нас их несколько, от небольших перчаточных до паркетных в полный рост персонажа. Для помощи в работе с ними мы пригласили артиста Воронежского театра кукол имени Вольховского — Владислава Ефанова».

Над оформлением спектакля работают сценограф Ксения Кочубей и художник по свету Павел Бабин. По словам Виктории Печерниковой, зрителей ждут «яркие цветные костюмы и оригинальные элементы — всё то, что восхищает и волнует нас в восточных сказках». «У нас довольно забавная бутафория, мы называем некоторых персонажей — люди-пальмы, люди-дома, люди-вазы, ведь в основном все декорации актёры надевают на себя», — говорит режиссёр.

Эскиз сценографии спектакля «Маленький Мук» © Ксения Кочубей / пресс-служба Воронежского ТЮЗа

Музыка в спектакле будет связана с местом, где разворачиваются события истории Гауфа. «Действие сказки „Маленький Мук“ происходит в Османской империи в конце XVIII века, изучив тему, мы решили использовать оттоманские мелодии и марши с национальными инструментами, и, конечно, будет живой вокал, — отметила Виктория Печерникова. — Получилась фантазия на тему и немного хулиганства».

В спектакле заняты актёры Воронежского ТЮЗа Алина Бачурина, Ирина Секушина, Екатерина Пухначёва, Марина Осенко, Анастасия Бондарь, Лилия Юникова, Роман Лютиков, Евгений Шендеровский, Иван Маркушев, Олег Бондарь, Ярослав Козлов, Анна Гребенщикова, Игорь Скрынников, Константин Гунькин и Олег Столповский. Над пластикой артистов работает хореограф Андрей Сумин.

На фото — момент репетиции спектакля «Маленький Мук» © Роман Лютиков / пресс-служба Воронежского ТЮЗа

Спектакль ориентирован на младших школьников и их родителей. Виктория Печерникова уверена, что после его просмотра зрителям будет что обсудить. «За время своего путешествия Мук проходит целую жизнь — открытое, детское и восторженное отношение к миру сменяется полным его отвержением и после этого осознанием необходимости одиночества, — говорит режиссёр. — Путь человека в столкновении с реальным миром — это было темой нашего исследования. И, конечно, в этой сказке важны чудеса — волшебные предметы искушают Маленького Мука, но не приносят ему счастья. Ведь счастья нельзя добиться обманом, а друзей невозможно купить с помощью золота».

Комментарии
Предыдущая статья
Разживина и Девятьяров сыграют у Земляковой в Театре Наций 23.10.2023
Следующая статья
В МТК покажут «деревянный мир» гигантской Каштанки 23.10.2023
материалы по теме
Новости
II Фестиваль новой клоунады назвал имена лауреатов
II Фестиваль новой клоунады, продолжавшийся с февраля по апрель, подвёл итоги. Заключительный показ прошёл 19 апреля на площадке «Москонцерт Холла». Наградами были отмечены работы Александры Толстошевой, Виктории Печерниковой, Александра Золотовицкого и других.
Новости
В Калининграде выпускают уличный спектакль о «дуальности» Канта
Завтра, 19 апреля, на открытой площадке Театра эстрады «Янтарь Холл» в Светлогорске пройдёт премьера уличного спектакля режиссёра Анны Шишкиной «Не КАНТовать!» (12+). Это совместный проект Калининградского драматического театра и петербургского уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо».