Ушел из жизни Йован Чирилов, художественный директор и автор программ Международного театрального фестиваля БИТЕФ.
На восемьдесят четвертом году жизни скончался художественный директор и автор программ фестиваля БИТЕФ Йован Чирилов. Великий деятель нашей культуры и театра, драматург, театровед, писатель, обозреватель, составитель словарей, переводчик, философ и эрудит, он руководил БИТЕФом с момента его основания в 1967 году. Чирилов родился в сербском городе Кикнда, в 1955 году окончил философский факультет Белградского университета.
Один из самых выдающихся и уважаемых интеллектуалов в тогдашней Югославии и в Сербии, он оставил творческое наследие, исчисляемое десятками книг: романов, сборников стихов, эссеистики, газетных колонок и мемуаров. В 2000 — 2007 годах он был председателем Национальной комиссии Югославии (затем Сербии) при ЮНЕСКО. Город Белград обязан ему ценным собранием книг и документов. Йован Чирилов оставил неизгладимый след в нашей театральной жизни и культуре.
Вместе с Мирой Траилович он основал старейший и наиболее значительный международный фестиваль в Юго-Восточной Европе. Сохраняя память о Йоване Чирилове и о его великом интеллектуальном наследии, не имеющем себе равных в нашей культуре, мы обязаны заботиться о БИТЕФе и нести ответственность за этот уникальный художественный организм.
Коллектив БИТЕФ-театра и команда фестиваля БИТЕФ прощаются с Йованом с чувством огромной печали и уважения.
Биографическая справка
Йован Чирилов родился в Кикинде в 1931 году. Окончил философский факультет в Белграде в 1955 году. Является автором пьес, киносценариев (фильмы по его сценариям демонстрировались на фестивалях в Венеции, в Москве и в Пуле), а также романов, сборников стихов, мемуаров, театроведческих очерков, антологий драм (современной сербской драмы, современной английской и американской драмы, самых коротких мировых драм), и словарей. Он переводил пьесы Кристофера Фрая, Брехта, Жене, Стоппарда, Сэма Шеппарда, Мамета, Марбера и текста мюзикла «Волосы».
Писал колонки для газеты НИН, еженедельно две колонки в газете «Блиц»: «Всякая всячина о театре» и «Держа руки в карманах» и тексты для журнала «Лудус» (орган Союза театральных деятелей Сербии).
Был директором Югославского драматического театра (1985 — 1999), ранее руководил литературной частью этого театра , а также, с 1967 по 1985 гг., и театра «Ателье 212». С основания в 1967г. БИТЕФа и по сей день он был художественным директором и автором программ фестиваля БИТЕФ.
В 2000 — 2007 гг. был председателем Национальной комиссии Югославии (затем Сербии) при ЮНЕСКО. Йован Чирилов был награжден французским орденом Рыцаря искусства и литературы (1992).
***
В память о Йоване Чирилове приведем несколько страниц из книги российского театроведа Натальи Вагаповой «Международные театральные сезоны в Белграде: БИТЕФ 1967- 2007», опубликованной издательством «ГИТИС» в 2011 году.
Вряд ли найдется среди деятелей театра любой страны человек, который не улыбнется, услышав в телефонной трубке негромкий, спокойный и дружелюбный голос: «Здравствуй. Это Йован». Называть фамилию совершенно излишне.
<…> Какое впечатление производит Йован? Приятное интеллигентное лицо. Большие карие глаза смотрят куда-то внутрь, или, наоборот, вовне, очень редко — прямо на собеседника. От этого взгляд Йована кажется немного рассеянным и как бы отсутствующим. Однако он отнюдь не витает в облаках. Просто сосредоточен на своих мыслях. Тем не менее всё окружающее замечает моментально, сразу включается в беседу и реагирует стремительно. Так же стремительно и вы должны отвечать на его вопросы, часто неожиданные и не всегда связанные с театром. Времени на размышления вам не оставляют, да и к затронутой теме могут никогда больше не обратиться. Зато , если ваши мнения совпадают, Йован искренне радуется. Если же не совпадают, то не спорит, довольствуется вашим кратким ответом по сути: видимо, это дает ему пищу для дальнейших размышлений.
Впрочем, он всегда уверен, что собеседник его понимает. (Стоит ли напоминать, что Чирилов бегло говорит на многих языках). Но не это главное. В нем абсолютно отсутствует так часто встречающееся в наших театральных кругах высокомерие. Он скорее склонен переоценивать людей, чем недооценивать. Даже о белградских критиках, которые не раз обрушивались на него с несправедливыми упреками, он никогда не сказал ни одного дурного слова. Когда же конфликт исчерпан, он продолжает общаться с недавним оппонентом, словно ничего и не было.
<…> При всей кажущейся рассеянности и способности присутствовать (иногда незримо) одновременно в нескольких местах, Йован обладает исключительным умением мыслить системно и излагать свои мысли сжато и внятно. Это особенно заметно в его вступительных статьях к каталогам БИТЕФа, в предисловиях к сборникам отечественной и зарубежной драматургии и в его рецензиях на книги и спектакли.
Неудивительно, что этого человека тепло принимают в о всех театральных городах мира. Йован умеет общаться, умеет понимать с полуслова тех, кого считает своими друзьями. Никто не удивится, увидев фотографии Чирилова рядом с Питером Бруком, Юрием Любимовым, Эудженио Барбой, Анатолием Эфросом, Фернандо Аррабалем, Львом Додиным, Джорджо Стрелером или Робертом Уилсоном.
<…> Йован Чирилов знал и ценил современный русский, шире — советский театр. Немало усилий и дипломатических талантов он употребил в советские времена при поддержке Миры Траилович, чтобы пригласить на БИТЕФ «еретиков» советского театра.