Петербургские художники и «ГЭС-2» приглашают уединиться в остове кита

На фото — момент монтажа перформативной инсталляции «52 Гц» © Глеб Леонов

В Доме культуры «ГЭС-2» открылась перформативная инсталляция «52 Гц» — арт-объект и декорация для спектакля, рассчитанного на одного зрителя. Над проектом работала команда художников и артистов из Петербурга во главе с режиссёром Антоном Морозовым.

Инсталляция «52 Гц» («Пятьдесят два герца») — 25-метровый скелет кита, размещённый в публичном пространстве Проспекта, центральной локации «ГЭС-2». В качестве арт-объекта инсталляция самодостаточна: посетители Дома культуры могут рассматривать её, воспринимая оба смысловых пласта без дополнительных комментариев. По замыслу создателей, «52 Гц» напоминает одновременно о музеях естественной истории и о «призрачном ките» бакэ-кудзира — персонаже японской мифологии, «гигантском костяном ките» или «живом скелете кита», приходящем мстить людям за отнятые жизни и навлекающем на них страшные проклятия.

Перформанс — театральная часть проекта «52 Гц» — рассчитан на единственного зрителя, который оказывается внутри скелета-инсталляции. Принципиальным в этом случае становится название: 52 герца — частота необычного пения «самого одинокого кита в мире», предположительно единственной особи неизвестного вида, которая не может найти сородичей из-за уникальной частоты издаваемых звуков. Этот образ подсказал «человеческую» тему проекта, который создатели характеризуют как «перформативную инсталляцию об одиночестве, уединении и границах между ними». Зритель «52 Гц» оказывается в «интерактивной среде», которая воздействует на разные органы чувств: слух, зрение, обоняние. При этом у спектакля-перформанса, поставленного учеником Андрея Могучего Антоном Морозовым, есть конкретный сюжет, над которым работала драматург Полина Коротыч. Согласно задумке авторов, зритель «52 Гц» «переносится из остова кита в обычную московскую однушку, где живёт девушка Аня, которая много думает о мировом океане, месяцами не выходит из дома и представляет, что она и есть тот самый одинокий кит».

«„52 Гц“ — это воспоминание о жизни, путешествие по пути осознанного или вынужденного эскапизма, — говорит Антон Морозов. — Это одиночество, репереживание и, как следствие, уход от реальности, растворение, мерцание, исчезновение — глубокое, как мировой океан. Океан, в котором живёт кит, природная неспособность которого — слышать себе подобных. Заходя в цистерну, мы попадаем в музей оставленных вещей, идей, чувств и обрывков памяти. Цистерна — это место, существующее в пространстве фантомной жизни и боли, это образ — остов реальности, как её воспринимает героиня. Исследуя осознанное одиночество, испытывая при этом личное одиночество внутри замкнутого пространства, человек может нащупать свой личный опыт переживания отделённости от людей. Кто я сейчас? И как я чувствую себя там, где я нахожусь? Героиня спектакля постепенно стекает в пустоту, сливаясь с пространством мирового океана».

Соавторами перформативной инсталляции «52 Гц» стала целая творческая команда из северной столицы, причём большинство участников имеют непосредственное отношение к различным проектам БДТ имени Товстоногова времён художественного руководства Андрея Могучего. Так, архитектор и художник Андрей Воронов был соавтором «Фанерного театра» и художником-постановщиком Minecraft-спектаклей портала БДТdigital, композитор Олег Гудачёв и танцхудожница Валентина Луценко также работали над постановками БДТ, а «голосами» перформанса стали актёры театра — Ольга Ванькова и Виктор Бугаков. Кроме того, в числе создателей «52 Гц» — звукорежиссёр Сергей Кочетков, автор саунд-дизайна Наталья Соловьёва, ольфакторные художники (создатели «обонятельной» среды) Маша Головина и Павел Никандров и другие.

Отметим, что отчасти принцип проекта «52 Гц» перекликается с другой работой, которая этим летом была представлена в «ГЭС-2», — «Инсектопедией» Полины Кардымон. Формат и жанр «Инсектопедии» также был определён как «перформативная инсталляция», объекты можно было изучать и как выставочные экспонаты, а театральное действие превращало их в своеобразные декорации, среди которых оказывались и сами зрители. Кроме того, в работе Кардымон отправной точкой также становился «естественнонаучный» сюжет (мир насекомых), который оказывался поводом для размышления о человеке и социуме.

Перформативная инсталляция «52 Гц» будет доступна для посещения до 3 декабря 2023 года.

На фото — моменты монтажа перформативной инсталляции «52 Гц» © Глеб Леонов

Комментарии
Предыдущая статья
В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам Маяковского 12.09.2023
Следующая статья
Фёдоров и Мовсесян выпустят премьеры в МТЮЗе в сезоне 2023—2024 12.09.2023
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.