13 марта 2021 года Театр им. Г. Камала сообщил о том, что на 84 году жизни умерла народная артистка России и Татарстана Нажиба Ихсанова.
По просьбе журнала ТЕАТР., критик Нияз Игламов написал важные, сущностные слова памяти большой актрисы, с которой ему довелось работать в одном театре.
«Нажиба Ихсанова принадлежала знаменитой плеяде «щепкинцев», выпускников ВТУ имени М. Щепкина 1961 года. Она и ее сокурсники пришли в театр на гребне хрущевской оттепели, привнеся на татарскую сцену все надежды, противоречия, разочарования той эпохи, они всерьез омолодили труппу, в татарский театр ворвался ветер перемен. Конечно, мастерами сцены они станут позже, под началом выдающегося режиссера-реформатора Марселя Салимжанова, который, опираясь на щепкинский костяк, постепенно создаст одну из самых крепких трупп в стране. Но и на этом фоне в окружении камаловских звезд первой величины, Ихсанова, актриса счастливой судьбы, не затеряется, не пропадет, отыщет свое и только ее место под светом софитов, изберет свой собственный, неповторимый путь в искусстве.
Она была востребована всегда. В молодости как лирическая и социальная героиня, позже — как характерная актриса, способная работать в самом широком жанрово-стилевом диапазоне: от детально проработанной психологической манеры до острого гротеска, от театра прямых жизненных соответствий до философских глубин метафорического театра. И в свои самые зрелые годы она, оставаясь в отличной форме, была способна держать в кулаке нити зрительских эмоций, вызывая в зале и смех, и слезы, и более сложные чувства. Увы, из 60 лет, отданных актрисой театру, не все 60 она провела на сцене. В последние годы Нажиба Ихсанова сильно болела, почти не выходила из дома. И этому есть объяснение вне плоскости закономерного человеческого старения. Одной из главных ролей актрисы, отпущенных ей судьбой на пятьдесят с лишним лет, стала роль жены и музы выдающегося драматурга и общественного деятеля Туфана Миннуллина. Его уход в мае 2012 года актриса стойко пережила, но до конца так и не оправилась. Жить с титаном духа и живой легендой, вероятно, очень нелегко, но и расстаться с ним навсегда невыносимо…
Возможно, Нажиба Ихсанова была не самой великой татарской актрисой. Да и какие тут могут быть места и рейтинги! Так уж случилось, в ее жизни было мало ролей мирового классического репертуара, да и в татарской классике ей довелось играть не то чтобы много. Примечательнее, однако, другое — состоявшись, прежде всего, как актриса современной татарской драматургии, она могла воочию наблюдать за тем, как образы, в которые она впервые вдохнула жизнь, со временем обретают статус классических, обрастают сценической традицией. Да, Ихсанова не сыграла Джульетту, Огудалову, Нору, Заречную, но и сыграй она их, для татарского народа ее Уммия или Аудаки все равно остались бы ближе, понятнее и роднее. Свет народной души весьма часто сияет вне великих пьес и тем. Искусство Ихсановой было осияно этим светом. Именно благодаря глубинной связи с татарской культурой, с народным духом и укладом, она была едва ли не самой популярной актрисой нашего народа на протяжении всей своей карьеры».
Нажиба Ихсанова родилась 25 января 1938 года в деревне Буралы Азнакаевского района Татарстана. В 1961 году она окончила Высшее театральное училище имени М. Щепкина в Москве и сразу начала работу в Татарском академическом театре. Сыграла множество ролей в репертуаре театра, первые из них: Гандалиф — «Осенние ветры» А. Гилязова, Махисарвар — «Искры» Т. Гиззата, Фатыйма — «Песня жизни» М. Амира. Газиза — «Чайка» Ш. Камала.
Также среди театральных ролей: Майсара в «Американце» К. Тинчурина, Розина в «Женитьбе Фигаро», Фемида в трагедии М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!», Гульжихан в «Банкроте» Камала, Уммия в «Старике из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина, Хадича в «Голубой шали» К. Тинчурина, Сахиля в спектакле «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета и другие.
Лауреат Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая (1998), Народная артистка РТ (1982 г.), Народная артистка РФ (2000 г.).
Журнал ТЕАТР. выражает соболезнования родным и близким Нажибы Ихсановой.