Журнал Театр. – о новом проекте Михаилы Зыгаря и его студии «История будущего».
Нужна недюжинная смелость, если не сказать – наглость, чтобы для своего нового проекта позаимствовать аббревиатуру у главного театра страны. Теперь МХТ – это не только Московский художественный театр имени Чехова, но и Мобильный художественный театр Михаила Зыгаря. При всей полярности этих институций – многоуважаемого театра-дома и принципиально бездомного аудиотеатра, у них есть одна важная общая черта. Помимо бренда Зыгарь перенял у отцов-основателей МХТ идею общедоступности искусства. И довел ее до абсолютной демократичности.
Теперь, чтобы получить свою порцию художественных впечатлений, вам не нужно выбирать дату, покупать билет, думать о подходящем наряде и компании. Все что нужно – это телефон, наушники и полтора часа свободного времени. Спектакль случится тогда, когда вам удобно, его в любой момент можно поставить на паузу или «выйти из зала», не привлекая к себе внимания. Идеальный вариант для социопатов, которым гаджеты ближе выходов в свет. Да и цена в 379 рублей не сравнится со средним билетным чеком в Москве.
Но все же есть некий диссонанс между абсолютным ноу-хау в доставке и упаковке театрального продукта и его содержанием, уже не поражающим новизной. Жанр спектакля-бродилки в наушниках с подачи Rimini Protokoll освоили многие. Семен Александровский последовательно развивает формат аудио-театра в спектаклях «Другой город» и «С Чарльзом Буковски за барной стойкой». «Разговоры беженцев» Константина Учителя, стартовав на фестивале «Точка доступа», объехали уже много российских вокзалов. В Тобольске в рамках фестиваля «Территория» Галина Зальцман и Екатерина Бондаренко придумали спектакль-прогулку, где можно подслушать телефонный разговор мужчины и женщины, живущих в разных временах. А совсем недавно на фестивале «Толстой» в Ясной поляне гости могли отправиться в аудиопутешествие по роману «Война и мир».
В репертуаре МХТ уже три спектакля, и все они решены по-разному. Первой вышла аудио-прогулка «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Участники могли пройти по обычному маршруту режиссера, находившегося тогда под домашним арестом, и послушать записанный им рассказ о жителях Пречистенки – артистах, ученых, писателях, чьи судьбы перекликались с его собственной. Но такой социальной актуальности и концептуальности в последующих работах добиться не удалось.
«Свинарка и пастух» – копродукция с ВДНХ и фестивалем «Вдохновение», похожа на типичный экскурсионный аудиогид: голос Чулпан Хаматовой ведет нас по обновленной территории и рассказывает об истории создания Всесоюзной выставки, о ее павильонах и главном архитекторе – Вячеславе Олтаржевском, блестящем инженере, отправленном позже в лагеря. И о фильме «Свинарка и пастух», снимавшемся здесь в первые месяцы войны. Помпезный город солнца и музыкальная сказка Пырьева об идеальных советских людях были отличной декорацией для сталинского мифа о торжестве коммунистического строя, за который стоило сражаться и умирать. А за ее фасадом, как водится, аресты, расстрелы, искалеченные судьбы.
Параллельно исторической части в аудиоспектакле развивается любовный роман современных «свинарки и пастуха» – двух московских экспатов и артистов «Гоголь-центра», американца Одина Байрона и китаянки Ян Гэ. Их милый щебет, размолвки и признания – приятный контрапункт дубовой советской пропаганде и окружающей монументальной архитектуре. Кажется, они действительно прогуливаются где-то рядом, в шумной разноязыкой толпе посетителей – сидят в кафе или рассекают на роликах. И ты видишь, что сталинский большой стиль вполне успешно присвоен новой собянинской эстетикой. Где-то добавлены дизайнерские цветники, где-то – велодорожки, но мы по-прежнему готовы слушать и петь старые песни о главном: «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве».
«Мастера и Маргариту» драматург проекта, театральный критик Алексей Киселев, тоже попробовал перенести в нашу действительность. Мастер тут превратился в кинорежиссера, чей фильм о Христе и Пилате разгромили блогеры. Берлиоза сбила не комсомолка, а патриотка, не на трамвае, а на белом гелендвагене, а масло было, конечно, оливковым. И его не забыли остроумно прорекламировать: «Масло «Аннушка» – отвал башки».
Все это забавные, но не существенные детали. Важнее, что булгаковскую историю авторы погрузили в насыщенный информационный поток сегодняшнего дня. Срочные выпуски новостей, репортажи с места событий и прямые включения с Малой Бронной, озвученные Ирадой Зейналовой, создают ощущение происходящего здесь и сейчас.
Другие знакомые голоса и современные интонации тоже ни на минуту не дают забытья и перенестись в условное прошлое. В касте помимо известных актеров Ингеборги Дапкунайте (Воланд), Юрия Колокольникова (Мастер), Александры Ребенок (Маргарита) много знаковых медийных имен: Леонид Парфенов (Берлиоз), Алексей Венедиктов (Пилат), Ксения Собчак (конферансье Жорж Бенгальский). Что объясняется, конечно, не только кругом знакомых журналиста Зыгаря, но и стремлением поместить действие в узнаваемый аудиоконтекст.
И надо сказать, роман не сильно сопротивляется осовремениванию. Видимо, москвичи все так же мало изменились за последнюю сотню лет. Все так же тщеславны, падки на деньги и жареные новости, мелки и суетны. И великой любви на этой ярмарке тщеславия нет места, как и Пилату с Иешуа, которые отошли тут совсем на задний план – им не с чем коррелировать в современном мегаполисе, лишенном духовной вертикали. Зато для Москвы, увиденной цепкими и холодными глазами Воланда, декораций больше, чем достаточно.
В принципе, «Мастера и Маргариту» можно слушать и дома, на диване, как старый-добрый радиотеатр. Хотя тогда вы не увидите заката на Патриарших, вас не обдаст призывными запахами из открытых веранд дорогих ресторанов, вы не заглянете вместе с Маргаритой во внезапное зеркало в одной из подворотен и не взлетите вместе с нею в небо на качелях возле метро «Маяковская». Но все это легко вообразить. Тут не происходит такого плотного контакта с реальностью, как в Remote X Rimini Protokoll: мы не посмотрим на знакомые улицы другими глазами, не вступим с ними в диалог, не услышим звона бьющегося стекла в квартире Латунского и не увидим удаляющихся силуэтов булгаковских влюбленных. Но на вопрос, театр ли это, можно ответить положительно. И он прекрасно подходит, чтобы скоротать теплый летний вечер.