Лисовский ставит спектакль для одного зрителя и бесчисленных наблюдателей

На фото - Всеволод Лисовский © ЦТИ Трансформатор

27 августа на новой московской площадке ДК Рассвет пройдёт премьера «Шоу для Ивана Смекалова». Постановка Всеволода Лисовского — спектакль для одного конкретного зрителя о самом этом зрителе. Однако увидеть «Шоу…» может неограниченное число людей.

Напомним, Всеволод Лисовский — одиозный и, возможно, действительно «главный», как характеризует его анонс на сайте ДК Рассвет, театральный экспериментатор. Работы в соответствующей — «экспериментальной» — номинации неоднократно претендовали на «Золотую Маску», побеждали в ней и были отмечены специальными премиями. Среди наиболее известных проектов Лисовского — две версии спектакля-экспедиции «Сквозь / Скольжение по возможностям» (в первом случае зрители-участники ехали по стране на поезде двое, а во втором — трое суток), «Неявные воздействия», «Молчание на свободную тему», «ГЭС-2 Опера», «Сто дней», «Волшебная страна», «Индивиды и атомарные предложения», «Пещера», «Акын-опера». В новой работе Лисовский решил исследовать зрителя как принципиальную составляющую театра, помогающую спектаклю/перформансу изменить реальность (влияние театра на реальность Лисовский изучает, в большей или меньшей мере, в каждом своём опусе).

Всеволод Лисовский поясняет, почему именно этот аспект ему сейчас кажется особенно важным: «Главным злом, которое мешает театру стать фактором, меняющим действительность, являются не (плохие) драматурги, режиссёры, актёры, художники, композиторы, осветители и т.д. Все эти люди, на самом деле, мало влияют на эффективность театрального действия, и всех их легко из него исключить. Главное зло — это зритель. Для режиссёра зритель всегда обезличен. И именно этот обезличенный зритель оказывается стеной, которая мешает импульсу спектакля пробиться к действительности. Как вернуть зрителю лицо, сделать его полноценным участником действия? Мы решили ставить представления для одного зрителя. Мы предполагаем, что эта форма позволит максимально вовлечь конкретного человека в то, что происходит на сцене, и окажет на него максимальное воздействие. Зритель один, но посмотреть спектакль может неограниченное количество людей, только все они будут уже не зрителями, а наблюдателями, следящими и за сценическим действием, и за его единственным зрителем».

Предполагается, что будет создан целый цикл спектаклей для одного зрителя, и «Шоу для Ивана Смекалова» названо по имени зрителя-участника первого «представления». В описании спектакля на сайте ДК Рассвет говорится: «Специально для этого сам Иван Смекалов, 33-летний москвич, который работает в IT и любит играть в шахматы, написал список из 128 вещей, которые происходят в его жизни (и сам по себе этот список — важнейший документ эпохи). Список станет основой спектакля, который вы тоже сможете увидеть». Всеволод Лисовский рассказывает о «списке» и работе над «Шоу для Ивана Смекалова» подробнее: «Сначала мы какое-то время с Ваней встречались, я его слушал, потом я начал за ним наблюдать. Выступал как антрополог — обычная полевая работа. Потом я попросил написать 64 вещи, которые он делает сам, и 64 вещи, которые делают с ним. В результате получилась какая-то не всеобъемлющая, но модель жизни Ивана».

Отметим, что, хотя и описание, и сам Лисовский об этом умалчивают, Иван Смекалов не «обычный айтишник» — он заядлый театрал, любитель авангардных постановок, лично знакомый с создателями многих из них. Однако если этот факт и сыграл роль в выборе первого героя, очевидно, что он не является обязательным требованием для потенциальных участников дальнейших «шоу». Об этом говорит и сам Лисовский: «Такой спектакль можно делать абсолютно с любым, кто согласится. Ваню я специально не выбирал — здесь не должно быть выбора. Вот есть феномен Вани. Потом будет феномен Васи».

Говоря о важности такого опыта для всех участников и создателей «Шоу…», Всеволод Лисовский апеллирует к мысли, выраженной ещё в спектакле 2017 года «Индивиды и атомарные предложения» (казанская лаборатория «Угол»), — и, таким образом, остаётся последовательным при всей видимой смене форм. Причём сама формулировка почти совпадает с той, что была использована Лисовским в интервью, которое он вместе с Дмитрием Волкостреловым давал Алле Шендеровой для журнала ТЕАТР. №41 (этот номер был посвящён как раз роли зрителя в театре). «Сила зрителя в том, что он безлик, зритель свою индивидуальность сдаёт в гардероб вместе с пальто, — говорит Лисовский. — Чтобы бороться со зрителем, его нужно обратно индивидуализировать. Вот в ядерной физике для распада атомного ядра атом бомбардируется другими частицами. И мы берём отдельного зрителя и начинаем его бомбардировать, в надежде получить что-то вроде ядерного взрыва».

Комментарии
Предыдущая статья
Денис Хуснияров уходит из театра «Мастеровые» 16.08.2021
Следующая статья
Новосибирский «Красный факел» объявил планы на сезон 2021/2022 16.08.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».