Курганская культурная аномалия

В Кургане, на базе театра кукол «Гулливер», прошел первый в истории города фестиваль современного театра и искусства.

Фестиваль называется — «Параллели», организован театром кукол «Гулливер». Тем самым «Гулливером», в котором в 70-е разрабатывал свой метод отец всего ленинградского авангарда Борис Понизовский. Полтора месяца назад театр был в Москве — показывал на «Золотой маске» спектакль японского мастера Еити Нисимуры «Сияющая в ночи».

Несмотря на то, что фирменный визуальный стиль фестиваля напоминает оформление учебника информатики для 3 класса за 1998 год, наполнение программы ошарашивает. За семь дней в крошечном пространстве «Гулливера» играли зауральский нойз и прогрессив-рок, проводили читки новых российских и европейских пьес, устраивали лекции о современном искусстве, выставляли беспредметные коллажи местных авангардистов и принты Васи Ложкина, тут же устраивали мастер-классы по мультипликации и показывали спектакли молодых коллективов из ближайших городов. Директор «Гулливера» и куратор «Параллелей» Елена Третьякова в финале фестиваля назвала цифры: 60 мероприятий за 7 дней, 3740 зрителей.

День фестиваля выглядит утопично. В 10 утра гурьба первоклассников выстраивается на мастер-класс казахстанского мультипликатора Махсута Жаримбетова, демонстрирующего как человечек из проволоки и гаек может превратиться в Майкла Джексона с фирменной лунной походкой. К полудню подтягиваются студенты на лекцию о современной поэзии, музыке и театре. Днем по театру бродят любопытные горожане, изучая коллажи из цветного скотча и карикатуры Васи Ложкина, подолгу засиживаясь на показах мультсериала «Эрарты» про приключения «Черного квадрата». Тем временем, в битком набитом зале проводят одну читку тюменца Валерия Шергина за другой, после чего к обладающему повадками одновременно Джима Моррисона и Пита Доэрти автору выстраивается очередь за автографами. Вечером здание театра трещит по швам от безудержного слэма на концертах местных последователей The Swans — курганских команд Bingo Bandy Club и Narwave8.

Показанные на «Параллелях» спектакли одинаково радикальны и совершенно друг на друга не похожи. И в этом смысле они филигранно вписаны в концепцию фестиваля, подразумевающую максимально широкий спектр нетрадиционных, неконсервативных творческих актов.

Команда челябинского театра «НЕтеатрБО» устроила на сцене тренинг по коллективной импровизации, пригласив на сцену всех желающих — их оказалось человек тридцать. Сначала перед оставшимися в зале зрителями сами собой стали возникать витиеватые невербальные сюжеты, а через час незнакомые друг другу участники уже в тишине вели диалог на пределе взаимной искренности.

Центр современной драматургии из Екатеринбурга показал социально мощную вещь под названием «Вся правда о моем отце» Александра Вахова. Это два достоверных монолога по двум монопьесам: «Вся правда о моем отце» Екатерины Гуземы и «Счастье» Алексея Зайцева — о жестоком детстве, родительском попустительстве, раннем аборте и подростковом суициде. На сцене только стул и один человек в повседневной одежде. Сначала девочка Таня (нервная игра вообще-то очень обаятельной Натальи Цыганковой) прерывает монологи раскачиванием под хип-хоп. Потом мальчик Даня (артист Алексей Романов в жестком монологе о лишениях и безысходности нарочито оптимистичен, что доводит монолог почти до гротеска) — скачет по сцене под солнечный фанк. Редкий случай, когда некомфортная тема не отпугивает зрителя: никто не ушел, ближе к финалу все дружно рыдали.

Главное открытие фестиваля — спектакль Михаэля Фогеля «Паноптикон», идущий в репертуаре «Гулливера» вообще-то уже два года. Спектакль, конечно, совершенно не вписывается в систему ожиданий от крошечного регионального театра кукол — это удивительно завершенный, целостный и эстетически безупречный акт постдраматического театра. Шестеро человек встречаются в мрачном замкнутом пространстве, чтобы обнаружить собственное сходство с насекомыми. Неторопливо, вдумчиво герои совершают немотивированные поступки — по отношению к предметам и друг к другу, подчиняясь похрустывающему ламповому саунд-дизайну и прерывистой логике сновидения. В ход идут бумажные свертки, рулоны и скомканные обрывки, превращающиеся в истлевших драконов, гусениц, богомолов, повисающих на ниточках в руках кукловодов. Невнятные обрывки текста о сложном механизме человеческих коммуникаций изредка произносятся артистами шепотом — то по-русски, то по-английски — причем не в зал, а в спикеры стареньких кнопочных телефонов, висящих на стене. Это нагнетает напряжение и выливается в коллективную, уже совсем не кукольную агонию в финале.

В течение недели живые художественные энергии Зауралья сосредоточились в курганском театре «Гулливер». Читки здесь проводились впервые, сам жанр вызвал фурор — не нужно обладать даром предвидения, чтобы делать ставку на зарождение нового очага молодой драматургии. Кроме того, здесь формировался художественный язык и завязывались связи.

Продуктивность этих процессов умножится с годами, если фестиваль не только продолжит жизнь, но и определится с миссией. Очевидная цель организаторов «Параллелей» — заманить в театр школьников и студентов. Сформировав отличную афишу (не ошибившись ни в одном пункте!), поразив и завоевав новую публику, команда фестиваля может считать миссию выполненной. Хотя в Кургане, где, похоже, нет ни одной не разбитой дороги, где центральная улица занята ломбардами, где главное культурное событие месяца — концерт Сергея Дроботенко, культурная миссия не имеет горизонта. Создатели первого курганского фестиваля современного искусства уже получили косвенные подтверждения тому, что не являются отопителями космоса, — в виде громкого общественного резонанса в городе. Это их первая и очень важная победа.

Комментарии
Предыдущая статья
Представление Григория Заславского: хроника событий 16.05.2016
Следующая статья
Австрийский Амаркорд 16.05.2016
материалы по теме
Блог
Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.