Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 8

На фото - сцена из спектакля "Жизнь и судьба" Льва Додина   © mdt-dodin.ru

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5,неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6, месяц 7). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе. 

21 ОКТЯБРЯ

19:50. Санкт-Петербургский международный культурный форум-2022 отменён. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на минкульт РФ. В той же публикации дан комментарий ведомства: «В текущей ситуации минкультуры России не считает уместным проведение форума и вынуждено сообщить о его отмене. Мы надеемся, что российские деятели культуры, руководители и эксперты, а также их коллеги из-за рубежа смогут собраться на гостеприимной площадке Санкт-Петербургского международного культурного форума в следующем году». Напомним, нынешний форум должен был проходить с 10 по 12 ноября – после двухлетней паузы, связанной с пандемией.

14:00. Имя Бориса Акунина сняли с афиш столичных театров – РАМТа в Москве и Александринки в Петербурге.

Писатель сообщил в соцсетях, что с ним связался руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин и сказал, что министерство культуры требует убрать его имя с афиш. 

«Я, признаюсь, сначала расхохотался, потому что идея афиши без имени показалась мне очень смешной, – написал Акунин. – “Слова народные”. Но Алексею Владимировичу было явно не до смеха, и я ответил: “Поступайте, как для вас лучше”».

Речь идёт о спектаклях «Эраст Фандорин», «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Чёрная версия» в постановке самого Алексея Бородина. Также имя Акунина исчезло на сайте Александринского театра со страницы недавней премьеры – спектакля Валерия Фокина «1881». 

Борис Акунин пишет: «Я не осуждаю театры, которые вынуждены приноравливаться к густеющему государственному безумию. Заниматься культурой в сегодняшней России – дело трудное, вроде плавания в серной кислоте. Я сочувствую руководителям театров (разумеется, кроме тех, кто сам рвётся в первые ученики). Если человек решил: дело, которому ты служишь, важнее ущерба для твоей репутации – это тяжёлый выбор, от которого страдаешь ты сам, но не твой коллектив и не твои зрители.

Мне российские зрители тоже дороги. Именно поэтому я не требую, чтобы мои безымянные спектакли сняли из репертуара. Пока их окончательно не запретят, пусть идут. Даже бесплатно. (Когда Александринский театр с извинениями сообщил, что из-за санкций не сможет выплачивать авторские, я ответил: “Ничего, не проблема”). Я много раз писал и говорил в выступлениях и в интервью зарубежной прессе: культурный бойкот России – это ошибка».

В свою очередь пресс-служба минкульта РФ дала комментарий ТАСС: «Покинувшие Россию в сложное время деятели культуры, публично выступившие против культуры страны, “абсолютно логично” покидают афиши государственных культурных учреждений, запрос на это идёт от общества».

Напомним, ранее с афиш театров начали исчезать имена драматургов Михаила Дурненкова и Аси Волошиной, режиссёра Дмитрия Крымова, актрисы Юлии Ауг и других деятелей театра, покинувших Россию или выступавших против СВО. На сайте Мариинского театра балеты Алексея Раманского также лишились имени своего создателя.

 

20 ОКТЯБРЯ

22:00. Актёр Орловского государственного академического театра имени Тургенева Сергей Гнедов мобилизован и отправлен в зону боевых действий. Об этом сообщила директор театра Елена Казакова. Гнедов был призван накануне гастролей театра в Мичуринск, где орловчане должны были участвовать в фестивале «На родине Владимира Зельдина» со спектаклем «Хитроумная влюблённая» по пьесе Лопе де Веги. Название в гастрольной афише пришлось заменить на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», поскольку показать заявленную работу без Гнедова театр не смог бы.

В опубликованном порталом «Вести-Орёл» видео Елена Казакова говорит: «Академический театр приехал сюда не с тем спектаклем, с которым планировал, потому что буквально за три дня до нашего отъезда наши четыре сотрудника театра получили повестки, и вчера главный герой спектакля, который должен был выехать сюда, „Хитроумной влюблённой“, — Серёжа Гнедов — ушёл на специальную военную операцию. Мы очень любим Сергея, мы очень верим в него, мы очень желаем ему вернуться с победой».

В то время, как орловские артисты были на фестивале, в их театре проходили гастроли Луганского академического русского драматического театра имени Луспекаева. Коллектив привёз русскую классику — «Лес» Островского и «Левшу» по Лескову.

 

19 ОКТЯБРЯ

13:00. Драматург Алексей Житковский сообщил на своей странице в соцсетях, что его допрашивает ФСБ. «Подозрения на какой-то экстремизм, — написал он. — Связи с женой нет. Телефон изъяли». Драматурга задержали в Ханты-Мансийске, где он работает над постановкой. Одновременно была задержана его жена, однако вскоре её отпустили, в их квартире в Нижневартовске прошёл обыск. Пресс-службы УМВД и Следственного комитета на запросы местных СМИ ответили, что оба ведомства не имеют отношения к обыску и не в курсе ситуации.

 

17 ОКТЯБРЯ

16:40. Гагаринский районный суд Москвы зарегистрировал административное дело в отношении Артура Смольянинова. Актёр обвиняется по статье 20.3.3 КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил РФ»). Суд не уточняет, что послужило основанием для возбуждения дела. Ранее Смольянинов резко высказывался по поводу боевых действий в Украине, а 13 октября стало известно, что артист уехал из России. Суд рассмотрит дело 20 октября.

 

16 ОКТЯБРЯ

00:05. В Московском театре им. Вл. Маяковского пропал из афиши спектакль «Семейный альбом», поставленный Миндаугасом Карбаускисом по пьесе Томаса Бернхарда «На покой». Его должны были сыграть 19 ноября, однако сейчас на сайте театра даты показов не указаны и нет возможности приобрести билеты на сайтах билетных операторов. О том, что спектакль «опять закрыли», сообщил у себя в соцсетях сам Карбаускис.

Напомним, в апреле телеграм-каналы и центральные телеканалы обвинили Московский театр им. Вл. Маяковского в пропаганде нацизма и увидели в постановке Миндаугаса Карбаускиса «Семейный альбом» антироссийское высказывание. Театр разъяснил своим оппонентам смысл пьесы Томаса Бернхарда «На покой», являющейся одним из программных антифашистских произведений мировой драматургии. После этого спектакль с участием Евгении Симоновой, Михаила Филиппова и Галины Беляевой после этого вернулся в репертуар.

 

15 ОКТЯБРЯ

17:20. Музыкант Андрей Решетин сообщил о решении уйти добровольцем ВС РФ в зону боевых действий с Украиной. В разговоре с изданием «Фонтанка.ру» Решетин объяснил это решение тем, что в отсутствии поддержки петербургского комитета по культуре не может заниматься главным делом своей жизни. Напомним, Андрей Решетин — экс-скрипач «Аквариума», сооснователь (1988) и художественный руководитель Международного Фестиваля EARLYMUSIC, худрук ансамбля старинной музыки «Солисты Екатерины Великой».

«Комитет по культуре не дал ни копейки денег фестивалю , уничтожив весь мой труд. А так как в основе моего труда — служение, я иду туда, где надо служить, — сказал Решетин „Фонтанке“. — Это великая беда, что в такой тяжёлый момент культуру возглавляют люди, которые думают только о себе, очень мелкие люди. Главное, что на том месте, где в сердце страх, должна быть сила духа». Фестиваль EARLYMUSIC в этом году, по словам Решетина, пройдёт уже без его личного присутствия в онлайн-формате — зрителям будут предложены уникальные архивные материалы, собранные за неполные 25 лет существования смотра.

 

14 ОКТЯБРЯ

5:49. Продолжается мобилизация сотрудников российских театров, которая ставит под угрозу их работу. В частности, в ряде пабликов появилось сообщение о массовой мобилизации сотрудников Якутского русского театра. В ответ театр опубликовал в своих соцсетях следующее сообщение:

«Во избежание распространения недостоверной информации, сообщаем, что да, вчера – 13 октября, нескольким сотрудникам нашего театра, в том числе актерам, были вручены повестки. Это молодые актеры и часть технического основного персонала. С кем-то проводится сверка, у кого-то предписание в течение трех часов явиться в пункт сбора.

Конечно, призыв любого нашего сотрудника существеннен для нашего театра. Мы свои цеха собираем годами, формируем, чтобы театр работал как отлаженный механизм. Понятно, что для всех нас это впервые. Русский театр, как одно из театрально-зрелищных учреждений республики, подлежит брони во время частичной мобилизации, но тем не менее мы все граждане Российской Федерации, и закон един для всех.

Сегодня утром наши ребята поехали военкомат. Несколько актеров уже вернулись в театр, призывать их не будут. Сейчас они уже приступили к репетиции, которая в эти минуты идет в театре. Информацию от остальных наших сотрудников мы ждем. Идет работа с военкоматом».

 

13 ОКТЯБРЯ

19:45. В Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского поставят спектакль о донбасских добровольцах. Сообщение о запланированной на май 2023 года премьере театр опубликовал на своём сайте, уточнив, что постановка будет камерной и выйдет на малой сцене.

В анонсе говорится: «Это история о трёх наших соотечественниках-добровольцах, которых случай свёл вместе в одном окопе на передовой донбасского ополчения: профессиональном военном-отставнике, молодом программисте и юной медсестре — обычных людях, чьи судьбы ещё раз доказывают, что в жизни всегда есть место подвигу».

Повесть «Зов (ZоV). Три истории», по которой будет поставлен спектакль, написал Виктор Бушмин — автор приключенческой трилогии «Время проклятых королей» о рыцарях и властителях средневековой Франции. Инсценировку пишет завлит театра Виталий Соколов. Поставит спектакль Никита Кузин — актёр и режиссёр Пензенского областного драмтеатра, студент-заочник режиссёрского факультета ГИТИСа.

Напомним, 31 августа представитель партии «Справедливая Россия — За правду», секретарь недавно образованной группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД) Дмитрий Кузнецов направлял руководителям федеральных театров депутатский запрос о новых репертуарных спектаклях «на тему событий, происходивших на Донбассе с весны 2014 по настоящее время» («в том числе, о подвигах ополчения при защите своей земли и мирных жителей от агрессии украинской армии и нацбатальонов»).

UPD. 14 октября театр обновил публикацию в соцсетях, теперь о предстоящей премьере сказано: «Постановкой на малой сцене займется молодой режиссёр, чьё имя будет названо позже». В новость на сайте театра изменения внесены не были.

15:00. Актёр Артур Смольянинов рассказал порталу Meduza* (признан в РФ иностранным агентом) о том, что уехал из России. По его словам, после интервью Катерине Гордеевой* (признана в РФ иностранным агентом), в котором он негативно высказывался о боевых действиях в Украине, у него сократилось количество работы в России, однако поступили новые предложения из-за рубежа. В данный момент он принимает участие в американском проекте и для этого на полтора месяца покинул страну.

* Минюстом РФ Meduza внесена в реестр СМИ-иноагентов, а Катерина Гордеева — физлиц-иноагентов.

 

12 ОКТЯБРЯ

16:40. Из афиши Театра имени Ермоловой пропал спектакль «…страницы новой ПУСТОТЫ», основанный на современной русской поэзии. На данный момент покупка билетов на событие невозможна. Официального сообщения об отмене спектакля и причинах произошедших изменений на сайте и в соцсетях театра нет.

Напомним, премьера спектакля Олеси Невмержицкой должна была пройти 22 октября. Постановка стала продолжением проекта «Из пустоты… (восемь поэтов)», который был создан в 2014 году на основе поэзии и прозы писателей первой волны эмиграции. Новый спектакль основан на творчестве поэтов-современников, среди которых авторы, высказывавшиеся против боевых действий в Украине: Линор Горалик, Вера Павлова, Александр Дельфинов и другие. Информация о премьере вызвала возмущение анонимных телеграм-каналов, а также авторов комментариев в соцсетях театра.

 

10 ОКТЯБРЯ

23:42. Показ спектакля Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» (театральная компания «Дочери Сосо») на нижегородском фестивале независимых театров «Театральная Стрелка» был отменён без объяснения причин. Сообщение об отмене появилось в соцсетях Центра театрального мастерства (организатора смотра) поздним вечером накануне показа.

Ранее в анонимных телеграм-каналах появились высказывания, в которых «Финист Ясный Сокол» обвинялся в «оправдании терроризма». Напомним, пьеса Светланы Петрийчук, по которой поставлен спектакль, основана на реальных приговорах и протоколах допросов женщин, которые в поисках «настоящей любви» отправились из стран бывшего СССР к боевикам-исламистам, а на родину вернулись уже в статусе заключённых. «Мы взяли очень непростую тему, в которой максимально трудно подключиться к героям, понять их, посочувствовать, разобраться, — говорила Беркович. — И всё для того, чтобы понять: чего же так не хватает человеку, женщине, что она готова поставить на карту абсолютно всю свою жизнь, поверить даже не мужчине, а картинке на экране, и рвануть за тридевять земель искать своего Финиста». Спектакль «Финист Ясный Сокол» стал лауреатом «Золотой Маски-2022» в двух номинациях (за работу драматурга и художника по костюмам).

«Театральная Стрелка» — один из немногих российских фестивалей негосударственных театров. В этом году смотр проходит во второй раз. Спектакль «Финист Ясный Сокол» был одним из пяти участников конкурсной программы фестиваля.

 

5 ОКТЯБРЯ

13:53. Директор Новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин и местное отделение СТД РФ выступили с инициативой проведения благотворительной акции «Новосибирские театры и концертные организации — Донбассу». К ней также присоединились Новосибирская филармония, Сибирский русский народный хор (Сибирь-Концерт), ансамбль песни и танца «Чалдоны», Молодёжный драматический театр «На окраине» (город Карасук), Актёрское товарищество «Понедельник», Творческое объединение «Дом Актёра», а также Новосибирский молодёжный театр «Глобус» и Театральная компания «ГАММА».

С 6 октября по 15 ноября пройдёт серия благотворительных спектаклей и концертов. Все собранные средства будут направлены на восстановление театрально-концертной деятельности в Донбассе. Акция стартует гала-концертом, включённым в программу фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», который пройдёт в Новосибирской филармонии.

В акции примет участие театр «Красный факел» со спектаклями «Продавец дождя», «Тектоника чувств», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Москва-Петушки».

12:00. Московский Театр имени Ермоловой заключил «договор о взаимном творческом сотрудничестве» со Следственным комитетом России. Об этом сообщил сам театр на своём официальном сайте. Договор подписали руководитель Культурного центра СК России Мария Краснопеева и директор Ермоловского театра Сергей Кузоятов.

«Подготовительный процесс начался ещё в прошлом сезоне, и теперь у сотрудников ведомства и учащихся образовательных учреждений СК России есть возможность посещать спектакли и приобщаться к театральному миру, — сказано на сайте Ермоловского театра. — Надеемся, что, объединив устремления, мы сможем с Культурным центром реализовывать интересные творческие инициативы».

 

3 ОКТЯБРЯ

12:10. Спектакль Бениамина Коца «Первый хлеб» в театре «Современник» 3 октября был заменён на «Игру в джин». Сообщение об этом появилось накануне в соцсетях театра. Представители «Современника» в беседе с изданием «Афиша Daily» отметили, что причиной этого стали изменения в актёрском составе спектакля «Первый хлеб», и с тем, что в театре не успели ввести нового артиста. Как уточнили в «Современнике», ввод не связан с тем, что предыдущий исполнитель роли подлежит мобилизации. Следующий показ «Первого хлеба» пройдёт 17 октября.

Напомним, сразу после премьеры спектакля «Первый хлеб» общественная организация «Офицеры России» направила жалобу в Генеральную прокуратуру и московскую мэрию, увидев, в частности в монологе героини Лии Ахеджаковой, оскорбление ветеранов. В «Первом хлебе», поставленном по пьесе уральского драматурга Рината Ташимова, рассказывается история одной татарской семьи, несколько поколений которой погибают на фронтах. Главная героиня — бабушка Нурия — пытается остановить внука, который отправляется служить в «горячую точку».

 

2 ОКТЯБРЯ

11:43. Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина будет перечислять средства на оказание помощи военным Псковской 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ.

В официальном пресс-релизе театра говорится: 

«Дорогие зрители, коллеги!

Мы приняли решение перечислять средства, вырученные от продажи билетов каждого пятого спектакля, на оказание помощи бойцам, участвующим в специальной военной операции.

Соответствующее распоряжение подписал художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев.

Мы хотели бы, чтобы нашу акцию поддержали не только госучреждения, но и частные компании, которым небезразлична судьба нашей страны». 

 

28 СЕНТЯБРЯ

16:21. Андрей Звягинцев объявил о выходе из Союза кинематографистов России, а также других киноинституций (премии «Золотой орёл» и «Ника»). Об этом сообщило издание РБК со ссылкой на заявление кинорежиссёра. Ранее Звягинцев вместе с Павлом Чухраем, Николаем Досталем, Владимиром Коттом и Верой Сторожевой покинул Российский оскаровский комитет. Поводом для этого стало решение президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ не выдвигать от России фильм на премию «Оскар». Сообщение об этом появилось на сайте организации 26 сентября.

«Моё решение выйти из оскаровской комиссии продиктовано примерно теми же резонами, о каких написал в своём письме председатель этой комиссии Павел Чухрай. Когда ты из прессы узнаёшь о решении возглавляемой тобой организации о её уже объявленном решении не выдвигать в этом году фильм от России, какими бы политическими, этическими или эстетическими соображениями ни были движимы те, кто единолично приняли такое решение, — это вопиющий волюнтаризм нескольких членов комиссии, возомнивших, что достаточно их всевидящего и своевольного видения ситуации. В организации состоит около 20 человек, и практически все они из газет узнали об этом событии. <…> Я выхожу не только из вышеназванной организации, но также моё публичное заявление прошу экстраполировать на другие: Союз кинематографистов Российской Федерации; Академию Золотой Орёл и Академию Ника. Я остаюсь русским режиссёром и российским гражданином, только без академических и других членских привилегий принимать судьбоносные для кого бы то ни было решения».

11:30. Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России «Объясняем.рф» ответил на вопрос, «будут ли мобилизованы деятели культуры, артисты балета, актёры, певцы»: «Если данные должности в учреждениях культуры не имеют брони, а работники находятся в запасе ВС РФ и не имеют основания для отсрочки по состоянию здоровья, они могут быть мобилизованы».

Повестки сотрудникам театров и, в том числе, артистам, начали приходить вскоре после объявления частичной мобилизации. В частности, 23 сентября Комсомольский-на-Амуре драматический театр опубликовал в своих соцсетях сообщение о том, что «трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. Это артист Иван Бекбаев, звукорежиссёр Кирилл Антонов и главный инженер театра Василий Дьячков».

На фото — мобилизованные сотрудники Комсомольского-на-Амуре драматического театра © соцсети Комсомольского-на-Амуре драматического театра

 

26 СЕНТЯБРЯ

19:50. С фасада Театра Романа Виктюка сняли афишу спектакля «Мёртвые души». Об этом сообщил телеграм-канал «Осторожно, Москва».

Напомним, в Театре Романа Виктюка были отменены все спектакли с 24 сентября по 9 октября с официальной формулировкой «по техническим причинам», а в здании был организован призывной пункт. Мобилизованные и провожающие их обратили внимание на афишу — в публикации телеграм-канала приводятся слова подруги одного из призывников: «Сегодня в Театр Романа Виктюка на улице Стромынка были отправлены призывники из военкомата для дальнейшего отправления в Наро-Фоминск. Вот с такой афишей на стене театра мы провожали наших парней. Все начали это фотографировать».

Напомним, «Мёртвые души» по поэме Гоголя стали последней постановкой Дениса Азарова на посту худрука Театра Романа Виктюка (он покинул его 26 апреля). Премьера прошла 21 и 22 февраля 2022 года.

На фото — демонтаж афиши спектакля «Мёртвые души» со здания Театра Романа Виктюка © телеграм-канал «Осторожно, Москва»

16:00. Временно исполняющим обязанности худрука Волковского театра в Ярославле назначен его директор Герман Громов. Скан соответствующего приказа минкульта опубликовал театр в своих соцсетях.

Напомним, Сергей Пускепалис, возглавлявший театр с 2019 года, погиб 20 сентября в ДТП на бронированном «Форде Транзит», который должен был отправиться на Донбасс. Герман Громов стал директором Волковского театра этим летом – его предшественник Айрат Тухватуллин перешёл в МХТ имени Чехова.

На фото — Герман Громов на закрытии Волковского фестиваля 25 сентября 2022 года © соцсети Волковского театра

11:09. Художественным руководителем Театра им. Бестужева в Улан-Удэ может стать Вячеслав Дьяченко

Об этом сообщило издание «Новая Бурятия» со ссылкой на министра культуры Бурятии Соелму Дагаеву: «Вячеслав Михайлович уже приезжал в Бурятию, мы посетили театр, обсудили все вопросы, получили предварительное согласие и теперь ждём его решения. Указа о его назначении пока нет». 

Вячеслав Дьяченко в 1981 году окончил в Ереване Школу-студию им. Станиславского. С 1979 по 2000 год был артистом Государственного русского драматического театра им. К.С. Станиславского (г. Ереван, Армения). С 2000 по 2001 год – артист Академического русского театра драмы им. Г. Константинова (г. Йошкар-Ола). 2001-2002 год – актёр московского Театра им. Гоголя.

2002-2010 год – актёр московского театра «Модернъ» , заведующий труппой, помощник художественного руководителя по творческим вопросам.

Напомним, с предыдущим худруком театра Сергеем Левицким министерство культуры Бурятии расторгло контракт досрочно, с 23 марта 2022 года. Также Сергей Левицкий был дважды оштрафован по делам о «дискредитации вооружённых сил РФ» – за посты в социальных сетях.

Комментарии
Предыдущая статья
В новом спектакле БТК ласточка расскажет о свободе 26.09.2022
Следующая статья
Тимофей Кулябин выпустил «Платонова» в Берлине 26.09.2022
материалы по теме
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 34
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5, неделя…
08.12.2024
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 33
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя…
29.10.2024