Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4, месяц 5, месяц 6, месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12, месяц 13, месяц 14, месяц 15, месяц 16, месяц 17, месяц 18, месяц 19). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.
23 ОКТЯБРЯ
13:36. В Мосгорсуде должно было пройти рассмотрение апелляции на решение Хамовнического суда Москвы по мере пресечения режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. 6 сентября 2023 года их арест был продлён до 4 ноября. Судья Мосгорсуда Мария Довженко отметила, что дополнение к апелляционным жалобам от адвоката Сергея Груздева поступило сегодня и его копии не были вручены всем участникам процесса, поэтому постановила перенести заседание на 25 октября в 14:00.
Напомним, режиссёрку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол», поставленном Беркович по пьесе Петрийчук. С 5 мая 2023 года они находятся в СИЗО, дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма».
21 ОКТЯБРЯ
19:30. Литовский портал Lrytas.lt опубликовал интервью с Римасом Туминасом. В нём режиссёр рассказал, что вернулся в Тель-Авив 6 октября и после атаки ХАМАС и начала войны в Израиле 7 октября, несмотря на уговоры близких и советы коллег из театра «Гешер», принял решение остаться в городе. Он работает над спектаклем по «Сирано де Бержераку» Ростана, и репетиции в «Гешере» идут почти ежедневно. Кроме того, после возвращения из Венеции, где в конце апреля Туминас выпустил премьеру «Забавный случай» по одноимённой пьесе Гольдони, одновременно с репетициями «Сирано…» он проводил работу по возобновлению «Фауста». Этот спектакль он поставил в Китае в 2019 году, и, поскольку врачи запретили режиссёру столь дальний перелёт, артисты приехали к нему. Также Туминас рассказал о полученном из Эпидавра приглашении наряду с шестью другими известными режиссёрами поставить там спектакль в 2024 году по любому тексту греческих классиков.
О возможном сотрудничестве с театрами в родной Литве режиссёр, уволенный из основанного им Вильнюсского Малого театра (VMT), высказался так: «Актёры VMT по мне соскучились, хотелось бы разок поработать. Чувствую, что всё ещё ждут возвращения. Но я что — нелегал в мной же созданном театре? Если выставили за дверь, в окно точно не полезу. Другие театры Литвы, как я понимаю, охотно бы меня пригласили, но боятся нынешнего правительства. Ничего, может, когда-нибудь и эта власть очнётся. Возможно, мне удастся поставить спектакль по тексту Антанаса Шкемы — давно об этом думаю».
15:30. 18 ноября на сцене Театра Армии представят спектакль-концерт «Путь к победе» о событиях на Донбассе, также сделанный на средства гранта ПФКИ. Его создатели – рок-группа «Зверобой» и режиссёр Влад Маленко (руководитель музея Есенина, Московского театра поэтов и ведущий Первого канала). В спектакле помимо песен рок-группы, неоднократно выступавшей на Донбассе и в зоне военных действий, прозвучат стихи луганской поэтессы Елены Заславской, а постановка будет сопровождаться кадрами военной хроники. В спектакле заняты Анастасия Шевченко (актриса кино и московского Мюзикл-Театра «Монотон»), Сергей Шолох и Роман Сорокин (артисты Московского театра поэтов Влада Маленко).
14:30. 21 и 22 октября в Крымском драматическом театре имени Горького пройдёт премьера спектакля «Позывной “Свет”» по пьесе Михаила Умнова, ставшей победителем конкурса «Новое время. Новые герои», проводимого СТД РФ при поддержке минкульта и ПФКИ, и финалистом конкурса «Герой-2022», который проводит Национальная ассоциация драматургов совместно с министерством обороны РФ.
В анонсе на сайте театра говорится: «В спектакле, поднимающем необычайно острую, актуальную тему, нет пафоса и лозунгов, а есть глубокая человечность и пронзительность. Действие драмы “Позывной “Свет”” разворачивается в наши дни в Москве и в зоне СВО. Главный герой талантливый художник Алексей – истинный гражданин своей страны, воспитанный на великой российской истории, по зову сердца ставший волонтёром».
Режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный артист Украины Сергей Ющук. Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Владимир Новиков.
20 ОКТЯБРЯ
16:00 «Золотая Маска» объявила номинантов премии-2024 и завершила работу в качестве дирекции.
Вместе с объявлением итогов работы экспертных советов команда АНО «Фестиваль «Золотая Маска» объявила о завершении работы в качестве дирекции. Итоги своей 20-летней работы команда фестиваля подвела в публикации: «Все эти годы Фестиваль стремился представить полную объективную картину российской театральной жизни, в которой есть место театру разных жанров и направлений, театру классическому и новаторскому, визионерскому и документальному. „Золотая Маска“ была результатом независимой экспертной оценки, рождавшейся в дискуссиях и обсуждениях. Премия вызывала споры, но всегда сохраняла свой авторитет и значение главной театральной награды, знака признания „профессионалов профессионалами“.
Фестиваль был для зрителей и специалистов счастливой возможностью увидеть лучшее и самое значимое из того, что создавалось на сценических площадках по всей стране. Своего рода катализатором театрального процесса, приводившим в движение творческие силы. Отмечая важные тенденции, „Золотая Маска“ сама становилась источником и двигателем важных изменений, давая равное право голоса столичным театрам и региональным коллективам, признанным мастерам и смелым новаторам. Сейчас для команды АНО „Фестиваль «Золотая Маска»“ этот этап завершён».
До конца 2023 года будет идти программа в городах России, спектакли которой увидят зрители в Перми, Санкт-Петербурге, Сургуте, Череповце, Новокузнецке и Нижнем Тагиле.
17 ОКТЯБРЯ
12:00. 17 и 18 октября Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского сыграет на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина спектакль своего главного режиссёра Анны Бабановой «Ополченский романс» по текстам Захара Прилепина.
Михаил Ярош-Барский написал пьесу по мотивам двух книг Прилепина, посвящённых боевым действиям в Украине в 2014 году, — «Ополченский романс» и «Не чужая смута». «Так проясняется перспектива всех описанных событий, становится понятно, что донбасское ополчение — не просто стихийная безотчётная реакция перед лицом смертельной опасности, а исторически, культурно обусловленная воля народа, способного самостоятельно вершить свою судьбу в дни крушения государства», — говорится на сайте Норильского Заполярного театра.
Герои спектакля в жанре «фантасмагория» — ополченцы Донбасса, имеющие реальные прототипы. «С виду обычные пацаны, не „супергерои“, не „киборги“… и нет у них „индульгенции на пожизненный сияющий ореол“, — говорится в описании спектакля. — Но суровые обстоятельства войны, прорастая сквозь их судьбы, меняют природу, впрочем оставляя главное — готовность „положить душу свою за други своя“… А потому перед лицом Неизбежного они, лишённые многих радостей мирной жизни, теряющие друзей, испытывающие нешуточные нервные перегрузки, всё же — свободные люди и… „от них исходит энергия чистая, прозрачная, они смотрят на жизнь радостно“…».
15 ОКТЯБРЯ
21:00. 22 октября в церкви Melanchthonkirche в Дюссельдорфе впервые будет исполнена камерная опера Александра Маноцкова «Сотворение мира, или Каббалат Шаббат» в постановке Эмилии Кивелевич. Об этом композитор рассказал на своей странице в соцсетях. «Это совершенно новая вещь, я написал её здесь, — пишет Александр Маноцков в своей публикации. — Как понятно из названия, она на иврите. <…>
Я очень благодарен за возможность быть в Германии и продолжать работать. С тех пор как мы приехали сюда год назад, я написал две камерные оперы (обе репетируются), два песенных цикла на немецком языке (оба репетируются) и немецкоязычную православную литургию — благодаря чему моя музыка теперь исполняется в Дюссельдорфе еженедельно.
Между тем мои оперы и концертные вещі в России, если исполняются вообще, то либо анонимно, либо под псевдонимом, что, кстати, ощущается как нечто вполне уместное. К счастью, меня иногда исполняют украинские музыканты, (под моим собственным именем) – это меня очень радует, и я надеюсь, что в будущем таких коллабораций будет больше».
Показ оперы 22 октября будет неофициальной премьерой, вход на событие свободный.
13 ОКТЯБРЯ
15:30. Показ фильма Александра Сокурова «Сказка» на московском международном фестивале КАРО.Арт, запланированный на 15 октября, запрещён министерством культуры РФ. Об этом в соцсетях сообщил сам кинорежиссёр.
«Сейчас мы пытаемся выяснить мотивировки, — сказано в сообщении. — Предстоят большие проблемы в жизни — как в советские времена, когда все мои работы были запрещены к показу. Время моей жизни опять остановилось. Не прошу о помощи: как прежде, мне никто не сможет помочь.
Очевидно, впереди отказ на выдачу „Сказке“ прокатного удостоверения — цезурный запрет на показ фильма у меня на родине. И негласный запрет на показ всех моих кинематографических работ, созданных ранее. Я не просто протестую против цензуры — я заявляю протест против нарушения моего конституционного права свободного общения моих произведений с соотечественниками».
Напомним, премьера фильма «Сказка» прошла 7 августа 2022 года на кинофестивале в Локарно. В России фильм показывали на кинофестивале «Пример интонации» в петербургском «Севкабель Порту» в июне 2023 года. В фильме используются образы Сталина, Гитлера, Муссолини, Черчилля и Наполеона, воспроизведённые через документальные кадры и анимацию.
11 ОКТЯБРЯ
12:00. 13 октября в Парижской мэрии (L’Hôtel de Ville) пройдёт показ видеозаписи спектакля Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светланы Петрийчук. Запись будет сопровождаться французскими субтитрами. После показа запланировано обсуждение с участием писателя Дмитрия Глуховского (признан минюстом РФ иноагентом), режиссёра и художника Маши Макеев, актрисы и писательницы Маши Мериль, актрисы Яны Трояновой, а также автора перевода «Финиста…» Франсуа Николя.
Напомним, с 5 мая 2023 года Беркович и Петрийчук находятся в СИЗО, дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». После их задержания читки пьесы «Финист Ясный Сокол» и показы видеозаписи спектакля проходили в разных странах, в том числе во Франции — в Париже и в Авиньоне.
11:10. СТД РФ опубликовал на своём сайте анонс вручения премий победителям конкурса «Новое время. Новые герои». Награды драматурги получат 12 октября из рук председателя СТД Александра Калягина.
Напомним, конкурс пьес «Новое время. Новые герои» Союз театральных деятелей объявил в ноябре 2022 года. «Пьеса (творческая заявка) должна отражать время, которое необходимо осмыслить и понять, — говорилось в положении о конкурсе. — Время, которое выдвинуло настоящих героев, бесстрашных и мужественных, защищающих нашу страну. Время, обнажившее множество проблем, требующее прямых ответов на главные вопросы человеческого бытия, требующее точных определений: что такое Родина, что такое патриотизм, что такое истинные гуманные ценности, каким должно быть нравственное мироустройство общества».
В состав жюри вошли театроведы Екатерина Морозова, Марина Тимашева, Ярослав Седов, Вадим Щербаков и Татьяна Никольская (председатель). Они выбрали три пьесы-победительницы из 204 присланных на конкурс: «Позывной „Свет“» Михаила Умнова — 1 место, «Доныне, после и теперь» Егора Черлака — 2 место, «Песочные часы» Валерии Янышевой — 3 место (в публикации СТД не указаны города авторов, лишь имена и названия текстов). Они получат 100, 50 и 30 тысяч соответственно, пьесы будут исполнены на публичной читке, а «одному из российских театров, выбравшему для постановки пьесу, победившую в конкурсе, будет предоставлена субсидия для её реализации», — сказано в новости.
10 ОКТЯБРЯ
17:00. В рамках «Больших гастролей» Театр имени Вахтангова отправился со спектаклем Михаила Цитриняка «Крик лангусты» — дуэтом Юлии Рутберг и Андрея Ильина — в Бердянск и Мелитополь. Показы пройдут 12 и 13 октября. Ту же постановку в декабре 2022 года возили в Луганск. Директор театра Кирилл Крок поделился на своих страницах в соцсетях «ошеломляющим впечатлением» от поездки через Мариуполь, который «похож на муравейник. <…> Россия восстанавливает город. Безусловно, он будет лучше, чем был».
9 ОКТЯБРЯ
13:20. Во время рабочей встречи с президентом Путиным министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила о «шефской поддержке новым регионам», которую оказывают театры федерального подчинения: «Наши федеральные театры, их 21, делятся с десятью театрами новых регионов: они уже передали 1500 костюмов, декораций, реквизита, сценического оборудования. Появилось четыре новых спектакля. Наши прославленные оркестры передали 120 замечательных музыкальных инструментов, 200 новых костюмов». Речь идёт о проекте «Общая сцена», инициированном минкультом в мае 2023 года.
Также Любимова сообщила, что было проведено «140 цирковых выступлений в Мариуполе и Луганске. Это больше 70 тысяч зрителей; дети, которые никогда не были в цирке, встречаются и, конечно, радуются вместе с нами. Уже почти 150 гастролей мы провели, 50 регионов принимают в этом участие. Они и приезжают, и принимают потом с гастролями те коллективы, которые годами не имели возможности выезжать». Предполагается, что ежегодно 10 000 детей с присоединённых территорий будут вывозить в российские регионы («в этом году в Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Калугу»), в том числе в театры.
Кроме того, министр рассказала о поддержке русских театров за рубежом. «150 русских театров в 43 странах мира играют на русском языке русскую классику. Это для нас большая честь и возможность поддержать наших коллег в Абхазии, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Южной Осетии. Мы вместе выбираем постановки. У нас впереди юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина, этот год — 200-летие Александра Николаевича Островского, поэтому вместе выбираем материал. Они выбирают, что ближе, интереснее поставить. В этом году уже появилось 15 спектаклей в восьми странах, в девяти странах мы планируем 30 спектаклей в 2024 году и далее по нарастающей».
5 ОКТЯБРЯ
20:00. В Брюсселе был организован вечер, посвящённый теме цензуры в современном российском и европейском искусстве. На нём прошла читка пьесы Светланы Петрийчук «Финист Ясный Сокол» в исполнении Светланы Гончаровой, Анастасии Файнберг, Маргариты Меретэ и Александры Войнелович (режиссёр — Светлана Гончарова), а также была проведена дискуссия о свободе творчества и запретах в культуре. Организаторы вечера — команда проекта «The EU Public Diplomacy — Russia».
Напомним, режиссёрку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма в спектакле «Финист Ясный Сокол», поставленном Беркович по пьесе Петрийчук. С 5 мая 2023 года Беркович и Петрийчук находятся в СИЗО, дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». После их задержания читки пьесы «Финист Ясный Сокол» и показы видеозаписи спектакля проходили в разных странах
12:00. Всеволод Лисовский объявил о возобновлении работы своего проекта «Трансформатор» и продолжении серии спектаклей «Молчание на заданную тему». Его первой премьерой после отъезда из России станет спектакль «Оказывается это не ты». Как говорится в анонсе, он предлагает «промолчать поэтические тексты 2022–2023 годов, написанные на русском языке, на главную тему эпохи».
Всеволод Лисовский так рассказывает о проекте (пунктуация сохранена): «Сегодня русское слово живёт в режиме кота Шрёдингера. С одной стороны, слов достаточно они складываются в строки рифмы и метафоры, а с другой звучание их проблематично. По одну сторону границы их могут уличить в связи с несуществующим словом “война” и переместить за это авторов в безусловно существующее узилище. По другую сторону кордона превращать слово в звук тоже сложно».
По словам режиссёра, в последнее время «для многих оказалось проблематичным как производство поэтического высказывания на русском языке, так и чтение русскоязычной поэзии. Общим местом стал разговор о деколонизации мышления и письма». Но при этом последние полтора года «парадоксальным, но и ожидаемым образом создали эффект поэтической лавины, настоящего селевого потока русской поэзии».
К спектаклю прилагается поэтическое либретто, составленное поэтами Полиной Барсковой и Константином Шавловским, куда вошли произведения почти тридцати авторов.
Первый показ спектакля «Оказывается это не ты» состоится 12 октября в Тбилиси на крыше Ertad bar. Также запланированы показы в Армении в Музее новых аналогий и в Париже, где исполнителем станет режиссёр Василий Березин.
Ранее спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему» игрался в Театре.doc, в театре post и на Театральной площадке MOÑ в Казани.
Напомним, в марте 2023 года Лисовский был вынужден уехать из России после двух арестов на 15 суток по статье о неповиновении полиции. До этого Лисовского также задерживали за проведение уличных спектаклей по антифашистской пьесе Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи».
4 ОКТЯБРЯ
21:00. С 15 по 19 октября на малой сцене Théâtre Nouvelle Génération (Лион, Франция) будет представлена перформативная партисипативная выставка «Музей (не)придуманных историй». Этот проект кураторов Ники Пархомовской и Артёма Арсеняна объединит «интерактивную экспозицию и перформансы художников в изгнании — русскоязычных художников-диссидентов, вынужденных поселиться во Франции», сказано в описании.
Проект стал результатом нескольких месяцев совместной работы 9 участников: Вики Приваловой, Аси Волошиной, Алексея Наджарова, Шамиля Шааева, Александры Польди и Георгия Богачёва, автора пространственного решения Эльдара Кархалёва и создателей звуковой составляющей «Музея…» Ксении Марокканской и Даниила Коронкевича.
«Важно, что проект наполнен голосами и формами жизни людей, которых связывает невозможность говорить, — прокомментировал замысел проекта в соцсетях Артём Арсенян. — Действующим лицом здесь становится зритель, который присутствует не только как наблюдатель и слушатель, но которому также нужно будет собирать нарратив повествования выставочного пространства».