Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. А.П. Чехова прошёл сбор труппы, на котором новый художественный руководитель театра Константин Хабенский поделился планами на предстоящие два с половиной сезона.
Напомним, Констанстин Хабенский сменил Сергея Женовача на посту худрука МХТ им. А.П. Чехова 27 октября 2021 года. Сегодня, в частности, Хабенский сообщил и о другом изменении в составе художественного руководства — главным художником МХТ вместо Александра Боровского стал Николай Симонов.
На первом при новом худруке открытом сборе труппы присутствовали не только артисты и представители СМИ, но также сотрудники цехов и студенты Школы-студии МХАТ. По словам Хабенского, планируется возобновление тесного сотрудничества театра с актёрским, постановочным и продюсерским факультетами. Хабенский добавил: «Та сцепка, о которой много говорил Анатолий Миронович Смелянский <театровед, предыдущий ректор Школы-студии МХАТ. — прим. ТЕАТР.>, „театр — Школа-студия — Музей“, я надеюсь, заработает». Прямое участие студентов Школы-студии в творческой жизни МХТ начнётся, в частности, уже сегодня — вместе с первой репетицией спектакля Егора Перегудова «Сирано де Бержерак» по пьесе Ростана, в котором они также будут заняты.
Хабенский рассказал о планах театра на сезоны 2022-2023, 2023-2024 и остаток сезона 2021-2022. Первыми были названы спектакли, анонсированные ранее, — работа над ними уже была начата: «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Уланбека Баялиева по пьесе Венедикта Ерофеева, «Омон Ра» Михаила Рахлина по роману Пелевина и упомянутый выше «Сирано де Бержерак». Также пройдёт намеченная ранее премьера спектакля студента выпускного курса ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) Егора Трухина — «Мама» по пьесе Флориана Зеллера (часть проекта «Лаборатория режиссёрских дебютов»). Из заявленных в начале сезона планов исчезли, в частности, спектакли Олега Глушкова и Юрия Бутусова. Последний должен был ставить в МХТ булгаковскую пьесу «Адам и Ева», однако над этим названием теперь будет работать Марина Брусникина, которая делала к юбилею драматурга читку «Адама и Евы» на вечере из цикла «Память места».
На правах лабораторной работы на Новой сцене выйдут спектакли двух молодых режиссёров, которые, однако, не являются дебютантами: Андрей Гончаров выпустит «Чрево» по рассказу Евгения Замятина, а Данил Чащин, в очередной раз работающий с текстами драматурга Юлии Поспеловой, поставит пьесу «Говорит Москва» — моноспектакль Натальи Теняковой. Напомним, «Говорит Москва» станет уже третьим спектаклем Чащина в репертуаре Новой сцены МХТ после «Мальвы» по рассказу Горького и постановки другой пьесы Поспеловой — «Лёха…». Хабенский, говоря о Чащине, с которым работал над «Интуицией» по пьесе Александра Цыпкина в Алтайском театре драмы имени Шукшина, заметил: «Он очень много ставит по стране, надо это дело прекращать, надо звать его к нам, чтобы он сосредоточился и выпускал содержательные вещи на сцене Московского Художественного театра». Предполагается, что и Гончаров, и Чащин в сезоне 2022-2023 «перейдут» с Новой сцены на Малую уже с другими работами.
Следующий сезон для Художественного театра — юбилейный. Откроется он новым спектаклем Константина Богомолова — «Оптимистическая трагедия». По словам Хабенского, «это будет не просто очередная постановка, а наша акция — как дань уважения, любви, преданности делу Олега Павловича». Предпремьерные показы должны пройти ещё до окончания сезона 2021-2022. К Международному дню театра-2023 (27 марта) предполагается выпуск премьеры Евгения Писарева «Всё о Еве» по сценарию Джозефа Лео Манкевича.
Любопытно, что в ряду перечисленных Хабенским фамилий оказалось сразу несколько петербургских режиссёров. На сезон 2022-2023 запланировано сотрудничество с Романом Кочержевским и Александром Баргманом (оба поставят спектакли на Малой сцене). Баргман приглашён на постановку «по заявке» Станислава Любшина (такие «листки в формате А4» с репертуарными пожеланиями артистов просил написать Хабенский) — они будут работать над театральной версией рассказа Куприна «На покое». Кроме того, в следующем сезоне предполагается сотрудничество с Анатолием Васильевым.
Сезон 2023-2024 должен открыться постановкой Аллы Сигаловой «Романс о влюблённых» по сценарию Евгения Григорьева. Также планируется премьера нового спектакля Дмитрия Крымова под рабочим названием «Диккенс» («Я счастлив, что смог его <Крымова> убедить, чтобы он подвинул некоторые свои постановки и начал репетировать в нашем театре», — отметил Хабенский) и спектакль Тимофея Кулябина. На Малой сцене предполагается выход постановок кинорежиссёров Андрея Першина (Жоры Крыжовникова) и Юрия Быкова. На конец сезона намечены большие европейские и американские гастроли театра.
На правах эксперимента Хабенский анонсировал новый «Контрабас» как своеобразную открытую площадку. Напомним, на протяжении многих лет моноспектакль по пьесе Зюскинда на Основной сцене МХТ играл сам Константин Хабенский. Теперь эта постановка ушла из репертуара, но предполагается, что режиссёр Глеб Черепанов и первый исполнитель главной роли будут работать над экспериментальными вводами, предоставляя разным артистам МХТ возможность побыть один на один с залом. Начнёт историю обновлённого «Контрабаса» (уже в этом сезоне) Артём Волобуев.
Кроме того, планируется большая работа «экспериментальной сцены» — проекта «Арт-Хаб» продолжительностью в два сезона. За это время, начиная с календарного 2022 года, пройдут 50 читок современных пьес с последующими «питчингами» режиссёров. Раз в пять недель при участии зрителей будут выбираться лучшие проекты, каждый из которых спустя два месяца должен будет стать полноценным спектаклем. Вместе с МХТ «Арт-Хаб» организует фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Курировать проект будут Марина Брусникина и Павел Руднев.
В завершение сбора труппы слово взял ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, вместе с Андреем Бурковским и Дарьей Мороз вернувшийся в труппу МХТ («победоносно», по выражению Константина Хабенского). Он попросил СМИ обратить внимание на то, что коллектив театра очень хочет, чтобы здание филиала, сейчас пустующее, вернули МХТ. Напомним, помещение в районе станции метро «Коломенская», которое начали строить при жизни Олега Табакова, год назад было отдано Александринскому театру (ещё годом ранее возглавляемый Сергеем Женовачом МХТ от здания отказался). Хабенский, в свою очередь, лаконично отметил, что работа в этом направлении ведётся.