Сегодня, 31 августа, Кама Гинкас и Генриетта Яновская написали открытое письмо председателю СТД Александру Калягину в связи с ситуацией вокруг «Золотой Маски». Приводим полностью его текст, распространённый в соцсетях.
«Председателю Союза театральных деятелей
А.А. Калягину
Открытое письмо
Сан Саныч!
Что с тобой? Ты, такой большой артист и умный человек. Ты, всю жизнь работающий в театре, и на Театр, как ты мог пойти на это? – Как тебе могло прийти в голову такое?! И если кто-то тебя надоумил, то, конечно же, этот Кто-то – дьявол и уже точно враг твой и театра! Как можно разрушить то, что родилось при М. Ульянове, выросло как внутритеатральное, общественное явление?
При чём тут Министерство культуры? Они дают звания, ордена.
Ты же – СТД – СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ! То есть сугубо внутриобщественная организация! Результатом того, что за последние пятнадцать лет сделано, в немалой степени и твоими усилиями, усилиями покойного Юры Тараторкина, усилиями чистейшей совести Игоря Костолевского и талантливейшей М. Ревякиной – результатом всего этого Российский театр стал не только театром мегаполисов. Он дал возможность родиться многочисленным региональным театрам и театрикам.
Кроме того (и что, может быть, самое важное), этот проект вынуждает театральных ЭКСПЕРТОВ (критиков) объездить огромное количество городов и отсмотреть много спектаклей, что, несомненно, стимулирует эти даже маленькие провинциальные театры работать серьёзно, а не в угоду местной публике или начальству.
В результате их усилий, выяснилось, что наш Российский театр, оказывается, такой многонаселённый, такой многообразный и такой интересный! Сколько режиссёров малых городов и, конечно, работающих на малых площадках оказались чрезвычайно талантливыми и своеобразными. Надо ли мне тебе, Сан Саныч, объяснять, что малая форма (я работаю иногда даже в “комнатном театре”) – это сугубо другой вид театра, это другой вид режиссуры, способов общения артистов и зала. Другие принципы сценографии и звука. ЭТО ДРУГОЙ ТЕАТР.
В нашем деле, дорогой Сан Саныч, каждый работающий в спектакле обязательно тоже должен себя чувствовать причастным (прости за слово) к ИСКУССТВУ. И, конечно же, замечен. Странно отказывать в номинации “лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле”. Это же – вторая скрипка! Ты лучше меня знаешь, что при солисте значит “вторая скрипка”.
И уж что совсем не понимаю, как можно отказать в номинации Художникам по свету? Современный мировой театр уже лет 50, если не больше, есть театр не только артиста, но и театр всяческих технологий. И в первую очередь – искусства света. Подчёркиваю слово – ИСКУССТВО (читай мою отдельную, огромную статью – “Художник по свету”). Что сегодняшний театр без Фильштинского, Ганзбурга, Исмагилова, Мустонена? Они – художники, именно Художники.
Категорически не согласен, что Современный танец не есть вид современного театра. Как так? А куда деть Матса Эка, Пину Бауш, Мэтью Борна, Акрама Хана и огромное количество потрясающих наших. Со всей ответственностью смею сказать, что это особый вид драматического театра.
Сан Саныч, а куда девался ДРАМАТУРГ!? Что с тобой? Смешно и говорить: всё начинается с него, драматурга! Тебе ли не знать, что современный театр родился от дра-ма-тур-га А.П. Чехова.
КОМПОЗИТОР. Скажи, что такое Някрошюс и Туминас без Латенаса? Да и мы, другие, без Бакшей, Маноцковых, Мартыновых и т.д.
И если я правильно понял, предлагается совместно с Минкультом проводить безротационное назначение экспертного совета и жюри. Это что значит? Это значит мы должны зависеть из года в год от выработанного этой группой вкуса. Время идёт. Время меняет театр. Вкусы меняются, представления о театре меняются. Не может быть безротационного экспертного совета и жюри.
Сан Саныч, дорогой, окстись!
Есть время одуматься!
Нам немало лет, не бери грех на душу. Не войди в Историю театра как разрушитель замечательной кровеносной системы нашего театрального тела, центром которого, сердцем которого, есть – “Золотая маска”. Причём в том виде, как она существует уже десятилетия и даёт живительную силу огромному организму Российского театра.
Твой Кама
P.S. То, что предлагается (не знаю кем) от твоего имени, – говорит о полной театральной безграмотности, махровости и мракобесии этих людей.
P.P.S. Прочла Камино письмо. Абсолютно согласна. Хочу знать одно: ГДЕ фамилии членов рабочей группы? КТО эти люди, которые предложили и подписали этот приговор. Гета».
Ранее открытое письмо руководству СТД написал Михаил Бычков. В тексте, опубликованном в Петербургском театральном журнале, он назвал планируемые реформы «Золотой Маски» «августовским путчем» и призвал к ответу их инициаторов.
Напомним, 28 августа на заседании СТД Александр Калягин объявил о создании новой исполнительной дирекции «Золотой Маски», которую возглавит Владимир Мишарин, и о внесении изменений в Положение о Премии. Информация об этом появилась на сайте СТД РФ за подписью пресс-службы. Среди нововведений, о которых стало известно еще в июле, – сокращение целого ряда номинаций и подконтрольность решений жюри и экспертного совета главе СТД и министерству культуры. 1 августа Михаил Бычков опубликовал в соцсети открытое письмо к СТД с критикой нового Положения, а 28 августа на сайте ПТЖ появилась петиция театральных деятелей против уничтожения «Золотой Маски», которую подписало уже более 200 человек.