В России появился театральный фестиваль о трагедиях советского прошлого

На фото - сцена из спектакля «Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова © сайт Никитинского театра

С октября по декабрь 2021 года в пяти городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Нижневартовске) по инициативе Форума «Имеющие надежду» и Лаборатории публичной истории впервые пройдёт театральный фестиваль «Время памяти».

Фестиваль открывается сегодня, 19 октября, в Екатеринбурге спектаклем «Я убил царя» Театра-студии «ORA» и режиссёра Ларисы Абашевой. В каждом из городов в течение двух месяцев будет показан спектакль, посвящённый трагедиям советского прошлого, а также после каждой постановки будет проведена дискуссия с участием историков, театроведов, авторов и зрителей, посетивших спектакль. 

В программу нового фестиваля вошли спектакли «Сахарный ребёнок» и «Дети ворона» (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва, режиссёры Полина Стружкова и Екатерина Корабельник соответственно), «Помни, говорю и плачу» (Театр «Преображение», Москва, режиссёр Алиса Кангина), «Я убил царя» (Театр-студия «ORA», Екатеринбург, режиссёр Лариса Абашева), «ШОП» (Документальный медиапроект драматурга Алексея Житковского, Нижневартовск), «Чернобыльская молитва» (Никитинский театр, Воронеж, режиссёр Дмитрий Егоров), «Чук и Гек» (Александринский театр, Санкт-Петербург, режиссёр Михаил Патласов), «ГУЛАГ-Symphonia» (Малый театр кукол, Санкт-Петербург, режиссёры Алексей Синицин и Чакчи Фросноккерс).

Как рассказали журналу ТЕАТР. организаторы, старту проекта предшествовало несколько дискуссий о необходимости подобного фестиваля в России.

Несмотря на то, что память о трагедиях советского времени — частый сюжет театральных постановок, объединяющей рамки для высказываний драматургов и режиссёров на эту тему ранее не существовало, считают организаторы. Идею фестиваля предложило зрительское сообщество (включая профессионалов из других областей — культурологов, религиоведов, журналистов) — то есть все те, кто видит в подобных спектаклях возможность заново прожить и осмыслить события ХХ века. Подобная «открытость», междисциплинарность и составляет одну из особенностей проекта.

«Было бы замечательно, если бы этот фестиваль стал той отправной точкой, в которой театральные деятели садятся за один круглый стол с историками и архивистами, – говорит один из экспертов фестиваля, театральный критик Павел Руднев. – Весь вопрос в интонации этого фестиваля. Когда мы говорим об истории, о травматическом опыте нашей страны, мы говорим не про позавчера, мы говорим про сегодня».

Экспертами фестиваля, помимо Павла Руднева, выступили театровед и продюсер Ника Пархомовская, а также театровед, педагог и театральный критик Анна Степанова.

В команду организаторов фестиваля входят культуролог Анастасия Борчевская (Екатеринбург), театровед, участник Форума «Имеющие надежду» Варвара Ивлиева (Москва), преподаватель МВШСЭН, соосновательница Лаборатории публичной истории Варвара Склез (Москва), декан факультета религиоведения СФИ, член православного Преображенского братства Маргарита Шилкина (Москва), сценарист, театровед, журналист Наталия Микова (Санкт-Петербург), председатель Свято-Силуановского малого православного братства Нина-Инна Ткаченко (Воронеж), арт-менеджер, координатор премии «Жить вместе» Ольга Калинкина (Москва), а также журналист, старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС Ольга Солодовникова (Москва).

Подробное расписание спектаклей фестиваля доступно на сайте проекта.  

Комментарии
Предыдущая статья
Илья Демуцкий сравнит Древний Рим с Москвой 19.10.2021
Следующая статья
Хроника карантина: фестиваль МАРШАК-2021 перенесли на весну 2022 года 19.10.2021
материалы по теме
Новости
«Арлекин-2024» объявил лауреатов
24 апреля в Санкт-Петербурге, на сцене театра «Зазеркалье» были объявлены лауреаты Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин-2024».
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».