В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»

На фото  – Евгений Каменькович на репетиции спектакля «Двадцать третий» © Лариса Герасимчук

Сегодня и завтра, 10 и 11 февраля, в Большом зале Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» сыграют премьеру спектакля Евгения Каменьковича «Двадцать третий» по роману Ремарка «Чёрный обелиск».

Традиционно обращаясь к объёмным прозаическим текстам, практически лишённым сценической истории, худрук «Мастерской Фоменко» вновь исследует влияние времени и «большой истории» на отдельных людей и выбирает для постановки Ремарка, одного из самых актуальных сегодня авторов. Однако выбор конкретного романа — «Чёрный обелиск» — трудно считать самым очевидным.

Название спектакля подразумевает год — у Ремарка события разворачиваются в 1923-м, в «безвременье» между двумя войнами: итоги Первой мировой и её прямые последствия для конкретных жителей Германии уже очевидны, а взлёт нацизма и Вторая мировая ещё впереди, хотя их предвестия уже ощущаются. При этом повествование ведётся в форме воспоминания: у опубликованного в 1956 году романа есть эпилог, где становится известно, что произошло с героями после Второй мировой войны.

Театр обозначил жанр спектакля как «историю одной запоздалой молодости», и форма воспоминания-ретроспекции стала одной из определяющих в структуре постановки. «Мысленно возвращаясь в свою молодость, Ремарк — а точнее его герой Людвиг — вспоминает сумасшедшие 20-е, — сказано в официальном релизе премьеры. — С их бешеной инфляцией, трудностью и нищетой, а также всеобщей растерянностью мира, раздираемого противоречиями эпохи „безвременья“. Это история-воспоминание о „запоздалой молодости“; история человека, который в ситуации расшатанного мира, несмотря ни на что старается не терять человеческого обличия, любит, страдает, сомневается и пытается верить… История поиска себя и смысла своего существования».

Людвига сыграет актёр и режиссёр «Мастерской» Юрий Буторин, один из постоянных участников спектаклей Каменьковича (ещё будучи в стажёрской группе театра, он сыграл Стивена Дедала в «Улиссе»). Буторин вместе с другим участником «Двадцать третьего», Владимиром Топцовым, стал автором инсценировки «Чёрного обелиска». Это не первый опыт оригинального соавторства актёров — в 2016 году они придумали, поставили и сыграли «Тополя» по прозе Вампилова.

Вместе с Каменьковичем мир переломных двадцатых создавали художник Александр Боровский, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Дамир Исмагилов. «Юношеский максимализм Людвига окрашивает воспоминания в яркие контрастные цвета, — говорится в релизе. — Здесь нет полутонов. Только чёрный цвет похоронной конторы, болезненно-жёлтый — клиники для душевнобольных и кричаще-красный — ночного клуба „Красная мельница“. <…> Здесь царит атмосфера потерянности и одновременно макабрического веселья. Главные герои отчаянно стараются остаться на плаву, в то время как жизнь вращается вокруг них „вихрем огней, исступлённых воплей страсти, смерти и экстаза“».

Помимо Юрия Буторина и Владимира Топцова, в спектакле «Двадцать третий» заняты Дмитрий Захаров, Павел Яковлев, Вениамин Краснянский, Александр Моровов, Тагир Рахимов, Ксения Кутепова, Олег Любимов, Степан Пьянков, Дарья Коныжева, Александра Кесельман, Екатерина Смирнова, Полина Айрапетова, Олег Нирян, Сергей Якубенко, Степан Владимиров и Виталий Метлин.

На фото – моменты репетиции спектакля «Двадцать третий» © Лариса Герасимчук

Комментарии
Предыдущая статья
Вокальный спектакль-променад Бориса Юхананова откроет THEATRUM-2023 10.02.2023
Следующая статья
В Александринке впервые ставят «Йуна Габриэля Боркмана» 10.02.2023
материалы по теме
Новости
В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» Шукшина
Сегодня и завтра, 24 и 25 ноября, в «Мастерской Петра Фоменко» играют премьеру спектакля Михаила Крылова «Светлые души, или О том, как написать рассказ» по короткой прозе Василия Шукшина.
Новости
В «Мастерской Фоменко» в сезоне 2024—2025 будут ставить Стоппарда, Белсвика, Шукшина
15 сентября в московской «Мастерской Петра Фоменко» прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович рассказал о планах на 32-й сезон и о некоторых замыслах, связанных с 33-м.