15 февраля открывается THEATRUM — совместный проект фестиваля «Золотая Маска» и Благотворительного фонда Владимира Потанина, призванный найти формы взаимодействия театра и музея. В 2023 году он проходит в сотрудничестве с Пушкинским музеем, представляющим выставку «Всеобщий язык». В программе — вербатим в мобильных устройствах на выставке, вокальный спектакль-променад и site-specific перформанс театра теней.
THEATRUM-2023 объединяет разножанровые спектакли, каждый из которых стремится найти языковую, технологическую и эстетическую общность между музеем и театром. Постановки проходят на площадках Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и тематически связаны с выставкой «Всеобщий язык», представляющей многообразие форм человеческого общения и поиски общего языка.
Вокальный спектакль-променад «Книга висячих садов», созданный режиссёром Борисом Юханановым в соавторстве с художниками Степаном Лукьяновым, Анастасией Нефёдовой и Ильёй Стариловым, — попытка создать первую театральную версию вокального цикла Арнольда Шёнберга на стихи Стефана (Штефана) Георге. «„Книга висячих садов“ — самый вавилонский вокальный цикл Шëнберга, — говорит куратор THEATRUM-2023 Илья Кухаренко. — Не только потому, что название отсылает нас к висячим садам Семирамиды, но и потому, что созданные в 1908–1909 годах 15 песен 15-го опуса стали для Шёнберга первой попыткой уйти от тональности в сторону додекафонии — нового принципа организации музыкального материала. В этом цикле всё, что ранее казалось незыблемым — почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, — всё расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии, свидетельство падения Башни». Спектакль также апеллирует и к личной истории музыканта: трагическому любовному треугольнику между Арнольдом и Матильдой Шёнбергами и австрийским художником-экспрессионистом Рихардом Герстлем. «Книга висячих садов» — одна из первых рефлексий композитора на тему этой личной драмы, которая также прослеживается в его моноопере «Ожидание» и Втором струнном квартете.
В спектакле заняты артисты, принимавшие участие в Молодёжной оперной программе Большого театра. Роль Матильды в спектакле исполняет Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Арнольда Шёнберга — Николай Землянских (баритон), Рихарда Герстля — Илья Кутюхин (баритон). Музыкальный руководитель постановки — пианистка и концертмейстер Елизавета Дмитриева. Она же исполняет фортепианные партии вместе с Александром Широковым. Показы спектакля «Книга висячих садов» пройдут с 15 по 19 февраля в Collector Gallery.
Ещё один проект THEATRUM’а — документальный спектакль «Человек за экспонатом», созданный режиссёром Никитой Кобелевым и драматургом Ольгой Федяниной. Зрители пройдут по выставке «Всеобщий язык» с планшетом, на котором будут собраны видеозаписи разговоров с сотрудниками музея, и услышат истории смотрителей, охранников, экскурсоводов и кассиров, рассказанные от первого лица. «Это взгляд на музей изнутри, попытка сместить зрительский фокус с экспонатов и музейных интерьеров на людей, работающих в музее, на их судьбы, на их особое отношение к тому месту, которому они служат», — говорит Илья Кухаренко в своём кураторском тексте.
«Вам звонили» — перформанс, использующий средства театра теней и театра кукол. Над его созданием работали режиссёр Анна Иванова-Брашинская, режиссёр-педагог Майя Краснопольская, драматург Алексей Гончаренко и художник Эмиль Капелюш. Консультировал постановщиков доцент кафедры древних языков исторического факультета МГУ Алексей Белоусов. Илья Кухаренко так характеризует перформанс: «Драматургическая канва строится на текстах античных эпитафий и посвящена одной из самых драматичных и таинственных коммуникативных практик в истории человечества — разговорам живых и мëртвых. Посредником в этом разговоре выступает надгробная плита/стела/статуя — это и портал, и артефакт, и персонаж со своим собственным голосом». Спектакль будет проходить в декорациях античных слепков в Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева — филиале Пушкинского музея.
Публичная профессиональная программа THEATRUM’а будет посвящена темам и форматам, представленным в спектаклях проекта. В фойе Электротеатра «Станиславский» 21, 22 и 23 февраля пройдут дискуссии с участием театральных экспертов: «Опера в Музее, Музей в Опере», «Документ/свидетельство — единица хранения реальности в театре и в музее», «Экспонат как персонаж».