Душа моя Паша

На фото – спектакль "Паша" ©Галина Фесенко

В мае, в рамках XI Международного фестиваля «Театр кукол – без границ» в Москве показали спектакль «Паша», поставленный Александром Янушкевичем в Алтайском театре кукол «Сказка». «Маргинал-сериал», как обозначают жанр сами авторы, созданный по мотивам рассказов Павла Селукова – первый в Барнаульских куклах спектакль для взрослых.

Книга Селукова «Добыть Тарковского» вышла в 2019 году, стала финалистом ведущих литературных премий и получила самые положительные отзывы критиков. Это сборник рассказов-воспоминаний о взрослении и жизни в рабочем районе Перми в нулевые. «Паша» – первое сценическое воплощение прозы Селукова, за создание спектакля взялась интернациональная команда: мужчины одного поколения, родившиеся в разных республиках СССР (режиссер из Минска, художник из Алма-Аты, драматург из Москвы) и взрослевшие на его осколках.

Героя Селуков в книге растворил, дав ему разные имена, драматург спектакля Алексей Гончаренко в сценическом тексте объединил похождения якобы разных персонажей под одним именем. Он смонтировал рассказы в историю пути героя от детства до становления писателем, представив ретроспективный взгляд пацана с окраины на всю свою жизнь в попытке её осознать. Локацию из Перми перенесли в Барнаул, но уже с первой сцены понятно, что место действия – вся Россия за пределами двух столиц.

Сцена заставлена макетами панелек, одинаковые на первый взгляд, они, если присмотреться, различаются в своей серости. Панелька как культурный код эпохи, унифицированной и безликой жизни, различной лишь в оттенках. Набито панельное брюхо жильцами – из коробок торчат разъятые части тел: ноги, головы, торсы. Это уже кукла – симбиоз живого с неживым, типичный житель такого дома, с ним сросшийся, с детства знающий уготованную судьбу «врастать помаленьку в панельку».

Следуя тому же принципу гибридности и расчлененности, художник Антон Болкунов придумал и кукол: это разные части-дополнения к актерскому телу, мягкие как подушка-антистресс, способные принять любую форму, подмяться, если надо. У каждой из них напечатанные лица, портретные, но так сразу и не скажешь – они искажены. Обе части лица совершенно симметричны, в жизни так не бывает, вместо идеальных красавцев –абсолютные уродцы.

Паша – кукла-рукав в красной спортивке с белыми полосками, актер достает её из панельки и надевает на руку. Кукла его друга устроена по схожему принципу, но надевается на ногу, как штанина – чтобы ходить, надо наступать на себя. Есть куклы отдельные, например, охранник, похожий на манекен для бокса – его актер таскает за шкирку. С этой куклой Паша дерётся в живом плане, а рану зашивают нитками уже на его кукольной голове.

Тело здесь вообще особо ничего не стоит. Оно может быть запросто избито или изнасиловано. Да и начинается все со сцены в школьном туалете, где дверцы без шпингалетов: у человека с детства нет никаких личных границ, телесных в первую очередь, в этом туалете ты себе не принадлежишь. Девочка с косичкой забросала обидчиц какашками, а отмывать их уборщице – большое туловище куклы привязано на спину актрисы коробом-горбом физического труда. Быть взрослым в этой парадигме тоже так себе.

Куклы в спектакле – филигранное безумие. Однорукие, одноногие деформированные существа с бревнами-головами, как выражение идеи деконструкции, распада мира и личности. Одни подвижны – с ними актеры висят на турнике, лихо вертят их в танце, волочат за собой. Другие наоборот – кукла оперативника практически лишает актера действия: туловище в кожаной куртке актер прижимает к себе, засунув руки в её карманы, и не может отреагировать, когда подельник Паши – кукла в виде большущей подушки-подковы – набрасывается ему на шею. Кукла девушки волочится за актрисой по полу, её длинные ноги в сетчатых колготках после юбки сразу переходят в голову. Есть и девушка-червяк, и девушка-плавательный круг – весь этот бестиарий представляет себя ближе к финалу в сцене баттла.

Есть еще одна кукла, самая большая, не в спортивном костюме, а в вязаном свитере – кукла отца. Это кресло-груша, и рядом с лаконичным Пашиным рукавом выглядит просто огромной. В небольшой сцене сложного объяснения отца и сына актер Юрий Антипенков успевает сотворить с мешком кучу махинаций: то прячется за ним, анимируя куклу, то выходит на откровенный диалог в живом плане, сидя и лежа на нём. Эта кукла вызывает больше трепета, чем иронии: прижаться бы к ней, уткнуться в мягкое тело, спрятаться в нем и согреться – сама форма располагает к уюту и доверительности. Но не случится, дистанция не сократится.

Сам Паша разделен между тремя актерами (Роман Баталов, Петр Кобзев, Вадим Ковалев), что говорит о множественности сущностей его характера, амбивалентности: он винит жену за короткую юбку и предлагает помощь соседке, которую бьет муж. Нежность и грубость, наивность и жестокость существуют в нем одновременно. Ключевой в понимания героя становится сцена размышлений про модерн и метамодерн: актер танцует контемпорари под саунд-арт сразу с тремя куклами-рукавами на руках и ноге. Сочетание противоположного в нем – признак времени, философии и среды: «В метамодерне добро и зло блуждают, не только уживаясь в одном человеке, а пребывая параллельно, не вступая в борьбу, когда один и тот же человек может спасти ребенка и убить ребенка».

Людей вокруг Паши много, и все они безымянные – коллега, друг-маляр, девушка с кошкой, он от них отталкивается, но не может принять кого-то близко, даже в тесном лифте, набитом до отказа людьми и куклами, сквозит эта отстраненность. При всей рефлексии он лишен эмпатии и не может понять чувств других. С кошкой Паша находит больше общего, чем с девушкой в кровати. А казалось – в бесцельном шатании по жизни уткнуться бы в такую, почему-то незакостеневшую под тяготами и несуразицами жизни душу.

При всей отстраненности Паша – все же порождение своего окружения, которое, в сущности, любит. Это тоже неделимое: драки в туалетах и чтение Бродского, шатания по подворотням и разговоры о супрематизме – из всего этого состоит герой Паша, все это наполняет его, и одно без другого невозможно, в этом синтезе и есть его сила. И итог этой неустроенности, блуждания по жизни наугад – превращение себя в писателя.

Финальная сцена собирает всех актеров, уже без кукол. По рукам вместо водки летит стыренная из аптеки коробка асептолина – вдруг сбывшаяся мечта всех обитателей района. Мозаичность жизни, ее обломки авторы спектакля собирают в целое, такое вот аляпистое, где среди серых панелек мелькают яркие цвета спортивных костюмов. Обломки эти – чья-то отдельная жизнь, которая собирается в пеструю историю. Жаль, что осколки разбитых бутылок асептолина так не соберешь. Правда, их можно компенсировать ящиком водки, купленным Пашей с аванса за первую книжку.

Комментарии
Предыдущая статья
Умер Регимантас Адомайтис 20.06.2022
Следующая статья
Артём Устинов в Казани выпускает премьеру о пропавших детях 20.06.2022
материалы по теме
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
В пространстве «Внутри» покажут спектакль о Перми эпохи 90-х
2 марта в пространстве «Внутри» пройдёт премьера Дениса Парамонова «Добыть Тарковского» по одноимённому сборнику рассказов Павла Селукова.