В одном из номеров журнала «Театр» был приведен вполне исчерпывающий список интернет-ресурсов для поиска театральных видео. Хочется дополнить его двумя сайтами, целиком посвященными хореографии.
На сайте Balletoman среди множества сомнительных «Щелкунчиков» можно найти очень редкие полнометражные записи современных постановок. Мне удалось отыскать приличную подборку Уильяма Форсайта, Начо Дуато и даже Сиди Ларби Шеркауи. Тут же собрано много балетов Nederlands Dans Theater и Иржи Килиана. Большой плюс – почти все можно скачать себе на компьютер.
Еще интереснее выглядит архив Numeridanse, посвященный французскому и не только контемпорари. Тут выложены и тематические подборки, и интервью, и записи с репетиций. Есть приличный поисковый навигатор, позволяющий сориентироваться в сотнях записей, среди которых и отрывки, и очень-очень редкие полнометражные видео. Самые продвинутые хореографические центры даже установили на сайте свои потоки, куда регулярно выкладывают оцифрованные архивы. Увы, ничего из этого богатства нельзя переложить себе в корзинку, и сайт приходится все время держать в закладках. Но, я уверен, кто-то разбираетя в технике лучше меня и научит, как обойти все эти преграды.
Ну и чтобы избавить это сообщение от ненавязчивого налета сухой информативности, хочу поделиться несколькими замечательными видео. Дуэты в современном танце – сложное и неблагодарное упражнение. Наследие академического сюжетного танца выявляется у самых радикальных хореографов именно в дуэтах, и мало кому удается избежать неловкой застенчивости, упорного эпигонства или растерянного следования нарративным клише при постановке пятиминутного дуэта.
Как-то мне довелось увидеть программу Уильяма Форсайта в исполнении Лотарингского балета. И только спустя много лет благодаря вышеупомянутому ресурсу я разыскал этот шестиминутный отрывок: дуэт из The vile parody of address под Баха в исполнении Глена Гульда.
Не очень известные за пределами Франции хореографы Эла Фаттуми и Эрик Ламурё победили в 1990 году на конкурсе Баньоле именно с этим дуэтом Husaïs, это была их первая совместная работа и первый громкий успех. Теперь эту постановку изредка исполняют в маленьких залах их ученики, и это невероятное зрелище, от которого просто мурашки по коже.
Матильд Моннье и Жан-Франсуа Дюрур тоже начали свою карьеру с победы на конкурсе Баньоле с постановкой Pudique Acide. Первая стала едва ли не самой знаменитой из ныне работающих французских хореографов, второй руководит Страсбургской Консерваторией. Полтора год назад они восстановили этот дуэт на музыку Курта Вайля из «Трехгрошовой оперы» и тоже передали его ученикам. Построенный на сменах ритма, с головокружительными поддержками и выразительной жестовой механикой, этот дуэт – один из ярких примеров того, как французская хореография переняла опыт немецкого модерна и театра Брехта.
И, под конец, отрывок из постановки Уэйна МакГрегора для Лондонской Королевской Оперы: Infra на музыку Макса Рихтера. Целиком балет можно без проблем найти в интернете, но вот именно этот отрывок больше всего заслуживает нескольких минут свободного времени.