В фильме Onegin с Лив Тайлер есть такой эпизод. Ольга за роялем чувственно затягивает «Ой, цветет калина» – русский романс, сочиненный, на самом деле, Исааком Дунаевским в 50-е гг ХХ века.
Вспомнила о нем в связи с «Акын-оперой», которой завершится сегодня День мигранта в Театре.doc. В текстах об этом спектакле часто возникает образ влюбленного акына из древнего Памира. У многих зрителей складывается ощущение, что перед ними чистые дети природы, средневековые уличные сказители, нараспев толкующие о своих печалях под домру или ситору. Хвала режиссеру Всеволоду Лисовскому, которому удалось добиться такого эффекта.
Дело в том, что музыкальные фрагменты в «Акын-опере» не совсем фольклорные. Скорее это ретро-поп. У песен есть автор, и зовут его Далер Назаров – известный в Таджикистане кинокомпозитор и эстрадный исполнитель. Как и мой родной дедушка, он родился в Горно-Бадахшанской Автономной Области, и в его музыке действительно много фольклорных мотивов. Аранжировки его однако больше напоминают о советских стилягах, ностальгирующих по западному артроку, чем о средневековье. Песни Далера очень популярны. Их можно услышать не только в фильмах Мохсена Махмальбафа и Ахима фон Борис, но и из проносящихся мимо «Жигулей».
В Душанбе (что в переводе на русский язык означает «понедельник») есть музей памирских музыкальных инструментов. Их собрал соавтор Далера, который играет с ним в одной группе. Точнее даже не он, а его отец, знаменитый в республике в 60-е гг актер Гурминдж. В этом музее можно увидеть разные штуки, похожие на те, что используются в спектакле.
Ну и напоследок немного антропологии. Про коренных шугнанцев – так называют жителей этого горного региона вслед за Фирдоуси – известно, что они большие охотники до пения. Однажды мне попалась на глаза газета «Московские ведомости» за 1905 год. В ней кроме прочего был крошечный репортаж из экспедиции, снаряженной Русским географическим обществом в Туркестан. Вот что пишет автор заметки: