Что такое быть мужчиной: Locker Room Talk в ЦИМе

©Центр имени Мейерхольда

Журнал ТЕАТР. – о спектакле, отправная точка которого – частные сексистские разговоры мужчин.

Locker Room Talk сделали поднаторевшие в культурологической и феминистской теории Ада Мухина, Ольга Тараканова и Дарья Юрийчук. Поэтому исчерпывающе и лучше всех описать свой спектакль могут они сами; именно так поступает в своем telegram-канале пишущая о театре студентка-культуролог Ольга Тараканова. Сама повестка спектакля, выигравшего в 2018 году цимовскую резиденцию Black Box и показанного впервые в рамках фестиваля Noname, актуальна до предела: «мужской текст пьесы соединен с женскими телами, подстегивает политическое воображение и предлагает пространство для феминистской утопии», говорят авторы.

Точкой отсчета для Locker Room Talk стала одноименная пьеса шотландского драматурга Гари Макнейра, смонтированная им из приватных разговоров мужчин, которые в отсутствие женщин позволяют себе в их адрес шутки самого разного толка, в том числе запредельно оскорбительного. В 2017 году спектакль Locker Room Talk театра «Трэверс», известного своими социальными практиками, был показан на Эдинбургском Фриндже и получил четырехзвездочную оценку The Guardian, The Independent и The Herald. Поводом для документального исследования, которое провел Макнейр, собравший больше ста часов разговоров с мужчинами, стало сексистское высказывание Дональда Трампа, в 2007 году публично признавшегося, что, при виде красивой женщины, ему хочется «схватить ее за… » (слово, обозначающее половой орган – прим.ТЕАТР.). Шотландский Locker Room Talk разыгрывали четыре женщины разных возрастов и расовой принадлежности; стоя у микрофонов и читая мужские откровения, они пытались понять: что такое «быть мужчиной».

В цимовском спектакле пьеса используется только частично: для того, чтобы прокомментировать или проиллюстрировать брутально-комичные мужские тезисы. Рамкой к этим пассажам становится формат конференции с докладами, панельными дискуссиями и каминг-аутами перформеров, признающихся, среди прочего, в своей квирной природе. Аффективный перформанс «Токсичная идеология», вербатим-рэп «Если твоя мама услышит», сцена-тренажер «Возражения», доклад-инструкция «Равенство» – все изобретенные форматы высказываний подвергают критике привычный, утвержденный в обществе имидж женщины как объекта и связанные с ним поведенческие паттерны. Критичны они и по отношению к имитационным формам театра: это, пожалуй, главное политическое качество спектакля, который на каждом шагу признается в том, что он – не спектакль. Венчает композицию спекулятивный фуршет «Закрытие», поучаствовать в котором предлагается тем зрителям, которые готовы поделиться собственными историями или переживаниями на заявленную тему.

Locker Room Talk рассматривает, и делает это критически, «женский вопрос», то есть ключевой вопрос современности. И лексикой, и риторикой в области гендерной повестки оснащены прежде всего сами создатели спектакля. Пользуясь разного рода перформативными инструментами, они убеждают зрителей в своей правоте опытным путем – как если бы на ваших глазах проводили физический эксперимент, доказывающий, к примеру, что вода кипит при температуре 100 градусов по Цельсию. Один из движенческих аттракционов спектакля – демонстрация опыта с пакетом на теле Даши Юрийчук, которая подтверждает воочию, что в пакете трудно заниматься сексом, потому что можно задохнуться (видеть именно не лицо, но тело предпочитает часть опрошенных Макнейром реципиентов-мужчин). Другой микро-перформанс показывает нам, что такое женский идеал образца сериала «Спасатели Малибу»: раздетую до красного купальника Аду Мухину заставляют бежать на камеру так, как это делала Памела Андерсон, но только не по пляжу, а по планшету сцены ЦИМа, то есть совершенно в другом контексте. В этих «инструкциях» и «опытах» обнажается вся убогость дискурса, связанного с желанием приукрасить собственное тело, продать его подороже и сделать аттрактивным то, что таковым не является. Авторы Locker Room Talk выбрали путь наивных наблюдателей: следя за собой, за миром культуры и общепринятыми социальными ритуалами, они бесхитростно, без особых манипуляций разоблачают существующие стандарты –как правило, смешные, двойные и репрессивные. Поскольку это один из первых в отечественной практике спектаклей на эту тему и в формате «дискуссии-форума», то его создатели с легкостью берут в союзники большой цимовский зал, почти не оставляя нам возможности быть на обочине стопроцентно актуального, но агрессивного месседжа.

Русский Locker Room Talk посвящен персональности и ее праву на свободу самоосуществления: будь то манера одеваться, не «садясь на иглу мужского одобрения», или способ вести себя в компании, где сексистские шутки – в порядке вещей. Индивидуальное присутствие создателей (они же здесь – и свидетели) невозможно вычесть из тела спектакля; персонажи говорят с нами от первого лица. Признаваясь в собственной неформатности, герои, не притворяющиеся актерами, ставят «на стол» публичного обсуждения единственную проблему – как сохранить собственную идентичность. Но делают это в духе новой доктрины. Иначе говоря, сопровождают акцию по освобождению от навязываемых обществом, рекламой, культурой и медиа оценок –инструкцией по новой толерантности, включающей соответствующий лексикон. Между тем, драматург Макнейр, текстом которого воспользовались для веселого политического «антитеатра» создатели Locker Room Talk, любит театр за способность близко подойти к зрителю, а еще – за то, что в театре, как в одной комнате, могут находиться «другие», то есть разные люди, и это нормально. В его послужном списке – спектакль «Письма к Моррисси», основанный на подростковых посланиях автора к лидеру британской группы 1980-х The Smiths, меланхоличному асексуалу, проповедовавшему депрессивное всеприятие мира. А еще «Гид игрока по умиранию» (A Gambler’s Guide to Dying) – спектакль про дедушку героя, любившего азартные игры и узнавшего о раковом диагнозе. Одним словом, было бы здорово остаться в комнате, но не бояться, что тебя выгонят за несоответствие повестке.

Комментарии
Предыдущая статья
В программе “Опера – всем” исполнят Чайковского, Пуччини, Римского-Корсакова и Россини 12.07.2019
Следующая статья
Бахрушинский и Исторический музеи представят совместную выставку 12.07.2019
материалы по теме
Новости
Олег Липовецкий прокомментировал открытие Новой сцены «Шалома»
30 января спектаклем «Жирная Люба» откроется Новая сцена московского еврейского театра «Шалом» на Новослободской – в помещении бывшего Центра имени Мейерхольда.
Новости
Олег Липовецкий прокомментировал присоединение к «Шалому» бывшего ЦИМа
Сегодня, 7 июня, департамент культуры города Москвы объявил о присоединении к Московскому еврейскому театру «Шалом» «Сцены на Новослободской» (бывшего Центра имени Всеволода Мейерхольда), с марта 2022 года бывшей частью «Школы драматического искусства». Сообщение об этом было опубликовано на официальном портале…