Что делать?

1. Нужно снимать политические фильмы.

2. Фильмы нужно снимать политически.

3. Пункты 1 и 2 антагонистичны по отношению друг к другу. Они выражают две противоположные концепции.

4. Пункт 1 принадлежит идеалистической, метафизической концепции мира.

5. Пункт 2 принадлежит марксистской, диалектической концепции мира.

6. Марксизм борется с идеализмом; диалектика — с метафизикой.

7. Борьба эта есть борьба старого и нового, борьба новых идей со старыми.

8. Социальное бытие людей определяет строй их мыслей.

10. Борьба старого и нового есть классовая борьба.

11. Выбрать первое — значит остаться представителем класса буржуазии.

12. Выбрать второе — значит занять позицию пролетариата.

13. Выбрать первое — значит заняться описыванием ситуаций.

14. Выбрать второе — значит конкретно анализировать конкретные ситуации.

15. Выбрать первое — сделать «Звуки Британии».

16. Выбрать второе — бороться за то, чтобы «Звуки Британии» были показаны на английском телевидении.

17. Выбрать первое — значит объяснять мир через его законы.

18. Выбрать второе — значит без устали преобразовывать мир через понимание его законов.

19. Выбрать первое — значит заняться описыванием мистерии этого мира.

20. Выбрать второе — значит показать борьбу людей.

21. Выбрать второе — значит критикуя самих себя и окружающий мир, разрушить первое.

22. Выбрать первое — значит показать все происходящие события во имя самой правды.

23. Выбрать второе — значит отказаться от воспроизводства во имя относительной правды перенасыщенных образов происходящих событий.

24. Выбрать первое — значит рассказать о настоящих вещах. (Брехт)

25. Выбрать второе — значит о вещах по-настоящему. (Брехт)

26. Выбрать второе — значит монтировать фильм до того, как он снят, пока он снимается, после съемок. (Дзига Вертов)

27. Выбрать первое — значит распространить фильм до того, как он будет готов.

28. Выбрать второе — значит сделать фильм, после чего распространять его; научиться делать кино, следуя правилу: работа превалирует над последующим распространением, политика превалирует над экономикой.

29. Выбрать первое — значит снимать студентов (заштриховано), пишущих: единство — студенты — работники.

30. Выбрать второе — значит понимать, что единство есть борьба противоположностей (Ленин); (заштриховано) понимать, что они составляют одно целое.

31. Выбрать второе — значит изучать противоречия между классами с помощью изображений и звуков.

32. Выбрать второе — значит изучать противоречия во взаимоотношениях производства и производительных сил.

33. Выбрать второе — значит рискнуть узнать что и где (заштриховано), осмыслить свое место в производственном процессе с тем, чтобы изменить его в дальнейшем.

34. Выбрать второе — значит знать историю революционной борьбы и свое в ней место.

35. Выбрать второе — значит научно воспроизводить историю революционной борьбы.

36. Выбрать второе — значит понимать, что производство фильмов — второстепенное занятие, малая часть революции.

37. Выбрать второе — значит использовать изображения и звуки, как (заштриховано) зубы и губы — чтобы кусать.

38. Выбрать первое — значит всего лишь открыть глаза и напрячь слух.

39. Выбрать второе — значит читать отчеты товарища Цзян Цин.

40. Выбрать второе — значит воевать.

Afterimage № 1, апрель 1970

Цитируется по: Борьба на два фронта. Жан-Люк Годар и группа «Дзига Вертов». 1968–1972 / Свободное марксистское издательство, 2010. Перевод К. Адибекова

Триер и Брехт. Диалектический кинотеатр

Комментарии
Предыдущая статья
МЫ. Вариант манифеста 24.09.2012
Следующая статья
Догма 95. Манифест 24.09.2012
материалы по теме
Архив
Театр без столиц: французский опыт
Во Франции практически исчезло провинциальное искусство, но не потому, что все перебрались в Париж, а как раз наоборот: культурная политика децентрализации привела к тому, что драме и танцу стало комфортно в регионах. Театр. предлагает краткий очерк этого успешного эксперимента, который для России кажется особенно актуальным.
Архив
Художники за МКАД: Гельман и другие
Фотография: Петр Антонов Наметив театральные точки силы в российской провинции и обрисовав наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные (то бишь современно мыслящие) режиссеры, оказавшиеся за пределами МКАД, Театр. не мог не обратить внимание на опыты создания в провинциальных городах центров современного искусства — Пермского музея под руководством Марата Гельмана,…