Александр Чепуров выпустил двухтомник о «театральном сверхсюжете»

На фото - книга "Театральный сверхсюжет". Фото Владимира Постнова.

Сборник, объединяющий исследования и критические работы театроведа Александра Чепурова, вышел в петербургском издательстве «Балтийские сезоны». Двухтомник «Театральный сверхсюжет. Исследования, статьи, впечатления» уже поступил в продажу.

Формулировка «театральный сверхсюжет», вынесенная в название сборника, — ключевое для Чепурова понятие. По его мнению, это понятие относится к основополагающим и в историко-театральных исследованиях, и в критическом анализе современного театра. Задолго до выхода книги Чепуров использовал принципиальную для себя формулировку «театральный сверхсюжет» — например, в публичных лекциях (в том числе и в их названиях). «Почему сверхсюжет? Каждый спектакль имеет свой сверхсюжет, который образуется из связей и психологических взаимодействий с теми социальными, историческими и художественными контекстами, в которых разворачивается театральное действие», — поясняет Чепуров.

В двухтомник, подготовленный РГИСИ и Национальным драматическим театром России (Александринским театром), вошли работы Чепурова за три десятилетия его профессиональной деятельности. Как сообщает пресс-служба Александринского театра, сборник объединяет теоретические исследования и критические работы, а также воспоминания театроведа. В первый том вошли работы, посвящённые драматическому театру. Особое место здесь занимает заключительная часть — «Александринский архетип». В ней прослеживается история императорского театра с момента его основания (1756) до сегодняшнего дня. Причём речь идёт не только о сугубо «театральных» составляющих — репертуар, труппа, режиссёры, знаковые фигуры в истории Александринского театра, — но и о том, как менялось российское общество: история театра здесь и оказывается историей общества. В частности, зрительское и критическое восприятие становится одним из важных контекстов «театрального сверхсюжета».

Героями первого тома становятся также современные режиссёры (как российские, так и зарубежные) — об их спектаклях Чепуров пишет как критики и теоретик. В частности, героями «Театрального сверхсюжета» стали Георгий Товстоногов, Лев Додин, Кристиан Люпа, Маттиас Лангхофф, Теодорос Терзопулос, Люк Бонди и Андрей Могучий.

Во второй том вошли работы Чепурова, посвящённые музыкальному, оперному театру, — исторические и проблемные статьи, а также рецензии разных лет. В этот же том вошла и глава «Впечатления и размышления» — воспоминания об учителях и коллегах, в том числе о Борисе Костелянце, Галине Лапкиной, Юрии Барбое.

Александр Чепуров — театровед, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского театра в РГИСИ, заместитель художественного руководителя Александринского театра.

Книгу «Театральный сверхсюжет» можно приобрести в петербургском Доме книги, столичном магазине «Москва» и заказать на онлайн-сервисах.

Комментарии
Предыдущая статья
«Золушку» Рудольфа Нуреева покажут в кино 05.03.2021
Следующая статья
Умер французский танцовщик Патрик Дюпон 05.03.2021
материалы по теме
Новости
Компания Павловича «Разговоры» представит свои стихи как джаз
13 декабря во временном пространстве петербургского Дома Радио (Невский проспект, 62) пройдёт премьера спектакля Бориса Павловича и Аглаи Соловьёвой «Стихам здесь не место». В основе этой постановки инклюзивной театральной компании «Разговоры» — тексты, сочинённые её участниками.
Новости
Фестиваль «Арлекин-2025» назвал номинантов
Сегодня, 22 ноября, экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» объявил участников конкурсной и офф-программы. XXII фестиваль «Арлекин» пройдёт в Петербурге с 13 по 22 апреля 2025 года на базе театра «Зазеркалье».