На Международном Чеховском фестивале показали спектакль Филиппа Жанти “Внутренние пейзажи”. Корреспонденту Театра. он показался хрестоматией творчества знаменитого француза.
Филипп Жанти из тех редких художников, которые охотно пускают других в свой внутренний мир. Он не стесняется показаться нелепым, вычурным или легкомысленным, не боится прослыть чудаком или циником. Он просто расширяет (в случае с Жанти это не метафора и не иносказание, а реальность) свое подсознание до размеров сцены, впуская туда весь театральный зал. Жанти играет, но не заигрывает, и чем дальше, тем больше он напоминает маленького ребенка, для которого нет ничего важнее собственных игрушек. Игрушек любимых, тщательно отобранных и заботливо складываемых в творческую копилку после каждого нового спектакля.
Привезенные на Чеховский фестиваль-2017 «Внутренние пейзажи» — не просто глубоко личный и, как следствие, откровенный спектакль Жанти, это хрестоматия по его творчеству, полная когда ироничных, а когда серьезных самоцитат и отсылок к славному прошлому автора. Тех, кто помнит его плохо и знает мало, не могут не впечатлить:
• сводящие с ума героев мужского пола женские груди — накладные, искусственные, но гигантских раблезианских размеров.
• широко раздвинутые надувные женские ноги — не ножки, а ножищи, способные подмять под себя не одного любителя дамских прелестей.
• сюрреалистические создания с торчащими из хоботов человеческими головами, время от времени разражающиеся странными речами.
• веселая гендерная фантасмагория, трансформирующаяся в остроумный кордебалет, когда выясняется, что в фривольных розовых платьицах отплясывают мужчины, а в серьезных белых костюмах по сцене расхаживают барышни.
Размножающиеся почкованием нелепые фламинго; феерические цветы, больше похожие на сбрендивших морских звезд; пружинящий пол, на котором так странно смотрятся прыжки и кульбиты; бесконечные игры с полиэтиленом, в который то и дело закутываются, сводя с ума главного героя, его девушки — все это внове для неофитов, но прекрасно знакомо старожилам Чеховского и поклонникам Жанти. Буйство его фантазии происходит у нас на глазах, когда герой (и, кажется, альтер-эго режиссера, хотя с Жанти никогда нельзя сказать наверняка) долго и неловко выбирается из сооруженной им же самим клетки, а заканчивается с финальными аплодисментами и появлением над сценой белоснежного вопросительного знака.
Между освобождением и сомнением — целая жизнь. Меньше чем за два часа сценического времени герой успевает погрузиться в отчаяние, попасть в диковинные края (читай: глубины своего подсознания), придумать себе иллюзорную реальность и со всей высоты шмякнуться на землю. Маленький подвижный француз не унывает и не отчаивается, даже когда жизнь заставляет его кувыркаться по сцене как мячик. Он поднимается на небо по несуществующей лестнице, барахтается в море обволакивающей лиловой ткани, пытается выбраться из облака полиэтилена и сопротивляется, когда на него напяливают белое женское платье с плиссированной юбкой.
Но подобно тому, как странный, поначалу приводящий в священный ужас, наряд в итоге приходится ему по душе, так и остальные злоключения оказываются вполне живительными. Вволю поскитавшись по диковинным заморским далям и потыкавшись в искусственные вагины, он совершенно неожиданно обретает любовь. К счастью, с возрастом Жанти не стал сентиментален, поэтому обретение любви тоже подвергается сомнению и насмешке. Запутавшись в девушках, которые, в свою очередь, путаются в шлейфах и полиэтилене, бедолага так утомляется, что оказывается в корзине воздушного шара. Он воспаряет в небо обновленный и сосредоточенный, но поверить, что жизнь его не изменится после такого странствия, невозможно. Ведь внутренние пейзажи — самые яркие. Увидев их однажды, человек уже ни за что не променяет яркий вымысел на скуку повседневности. Спектакль Жанти, может, и не самый бодрый по темпу (временами он провисает и обрастает ненужными деталями), но зато вполне жизнеутверждающий. Режиссер как будто говорит: «Будь как Магритт, а остальное приложится». В том смысле, что не надо бояться собственных странностей, надо, наоборот, ставить на них и только на них. Иначе внутренний пейзаж превратится в выжженную пустыню, и ты станешь скучен не только окружающим, но и сам себе.
Будь как Магритт
Комментарии
Предыдущая статья
Золотая пыль
Следующая статья
Опыт Витеза, или День Мольера
материалы по теме
Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.